Global CIO: Как стать цифровым экспедитором и создать свою платформу

Спецвыпуск «ИТ– сделано в России»

Интервью с Денисом Зариным, ИТ-директором цифрового экспедитора Agorafreight.com, проекта, выполненного «Рексофтом».

 

Что подтолкнуло компанию к созданию цифрового экспедитора?

Традиционный экспедитор – это компания, которая организует перевозку грузов клиента. Экспедитор ищет перевозчиков, сравнивает тарифы, занимается страхованием груза и его таможенной обработкой. Основная работа проходит в офлайне – через письма и звонки, даже факсы. Поэтому вся цепочка работает медленно, а клиент не может оперативно получить несколько предложений и выбрать оптимальный вариант.

Логистика крайне важна в современном цифровом мире, это главная точка контакта онлайна и офлайна. Но цифровые решения в эту отрасль внедряются довольно медленно, в основном для автоматизации процессов бэк-офиса.

Мы же видим основной потенциал в сквозной цифровизации, в рассмотрении всей цепочки создания ценности. Именно поэтому мы приняли решение строить цифровую компанию, именно так появилась идея по созданию проекта онлайн экспедитора Agorafreight.com.

Есть ли зарубежные аналоги проекта?

В последние годы появилось несколько интересных проектов, в основном американских. Любопытно, что все игроки подошли к задаче с разных сторон, создав на рынке конкуренцию бизнес-моделей. К примеру, Freightos сделал ставку на стандарт глобального маркетплейса логистических услуг, Flexport пошел по пути масштабирования экспедиторского бизнеса через цифровизацию, а Kontainers сосредоточен на поставке технологичных услуг.

Конечно, выйти на рынок цифровой логистики не так уж просто. Во-первых, нужно быть международным игроком, понимать работу и потребности экспедиторов из разных стран — это сразу отсекает множество локальных компаний. Во-вторых, в этом бизнесе одинаково важны сразу две ключевых компетенции – и логистика, и IT.

Мы, логисты, сразу приняли ключевое решение и привлекли к работе над нашей цифровой платформой технологического партнера, компанию «Рексофт». Это позволило нам сразу получить полный набор компетенций и в сжатые сроки запустить первую версию платформы. Коллеги взяли на себя все вопросы разработки и эксплуатации, а мы смогли сосредоточиться на развитии бизнеса и формулировании требований к продукту.

На успешных зарубежных проектах также видно, что именно такая модель работает. Все проекты-аналоги имеют очень сильные IT-компетенции.

Какие были основные этапы проекта?

В самом начале было много локальных экспериментов: мы собирали прототипы, пытались понять, как можно быстро рассчитывать и отдавать клиенту маршрут международной перевозки.

Потом была стадия активного строительства MVP. Мы — сторонники инкрементного подхода, поэтому не перегружали платформу функционалом на ранних стадиях. Но в b2b нельзя сосредоточиться на одной главной функции – требований много, в том числе нефункциональных. Поэтому много времени заняла работа с партнерами – экспедиторами и выстраивание интеграций, а также обеспечение международного покрытия.

Сейчас основа продукта есть, пошли новые клиенты. В ближайшие год-два нам нужно научиться продавать и обслуживать в 100, в 1000 раз больше заказов.

На какой платформе и оборудовании создан проект? Почему выбор пал на них?

В самом начале мы поняли, что, во-первых, строим глобальную нагруженную систему, поэтому должны закладывать в проект высокие требования по производительности и возможностям дальнейшего масштабирования. А во-вторых, мы будем много экспериментировать в поисках оптимальной бизнес-модели — придется научиться эффективно отрабатывать поток постоянных изменений в системе.

В качестве основы стека мы выбрали Java. Выбор достаточно прозрачен: есть большая история создания серьезных систем именно на Java в телекоме и в банках, есть развитая экосистема. А с точки зрения серверов и ОC это открывает нам доступ к Linux-пространству.

В качестве БД для Agorafreight.com был выбран MongoDB. Ключевые качества NoSQL-подхода релевантны нашей задаче: иерархические данные, отсутствие жесткой схемы, а также широкие возможности для масштабирования.

Для реализации front end мы выбрали ReactJS — как современный подход, который уже хорошо известен разработчикам. Эта технология дает нам широкие возможности по разработке динамических интерфейсов, интересных и удобных.

Что касается оборудования, то на стадии экспериментов нам было достаточно арендованных виртуальных серверов. Мы выбрали вариант с повышенными требованиями к отказоустойчивости, но в целом это типовое решение. А сейчас, переходя в фазу активного роста нагрузки, мы уже планируем переход на более серьезную инфраструктуру с прицелом на масштабирование.

Какие сложности были в проекте?

Основную сложность я уже упомянул — в нашем проекте необходимо «поженить» логистов и разработчиков, и от этого зависит успех всего проекта, и нам это удалось.

Если говорить о технической стороне проекта, два момента запомнились особенно.

Ядро Agorafreight.com — это «движок», который хранит и обрабатывает тарифы на тысячи маршрутов от большого количества партнеров-экспедиторов. Мы рассчитывали прийти к единой стройной логической модели тарифов. Это оказалось неподъемной задачей, и мы взяли курс на гибкость. Сейчас наша система успешно работает с разнообразными вариантами тарифных сеток, ведь буквально у каждого экспедитора есть своя специфика.

И сугубо технологический момент — особенности работы с MongoDB. Да, мы получаем гибкость, иерархичность и масштабирование «из коробки», но с консистентностью данных приходится разбираться самим. Сейчас, когда мы преодолели болезни роста, результат от выбранной технологии все лучше.

Есть ли первые результаты выбранной бизнес-модели по сравнению с прежней?

Да, на нашу платформу уже пришли новые клиенты, пошли первые международные заказы. Не менее важна работа с партнерами по логистическому цеху — у нас уже десятки интеграций, в том числе международных.

Исторически логистический бизнес строился на личном доверии, отношениях. Да, природа его транзакционная, но ты должен знать людей, с которыми работаешь, доверять им.

Современные технологии ставят перед нами новые задачи. Нужно учиться создавать глобальные цифровые компании, бренды, которым клиенты смогут доверять, не имея истории личного знакомства. Цифровизация позволяет нам получить доступ к глобальной аудитории, и у нас этот процесс уже пошел.

Как планируете развивать проект дальше?

В ближайшее время всего будет больше — больше пользователей, больше информации в системе, больше изменений. Поэтому сейчас наша ключевая задача — обеспечить надежную платформу для активного роста бизнеса. Нам важно не пытаться искусственно уменьшить поток изменений, а предложить инструменты для экспериментов и быстрого развития, при этом не снижая планку качества и надежности.

Это вызов, конечно. И мы его принимаем!

Проект по созданию цифрового экспедитора AgoraFreight.com участвует в конкурсе «Проект года» в номинации «Транспорт и логистика». С подробностями проекта можно познакомиться здесь: https://www.globalcio.ru/live/projects/2934/

Источник: https://www.globalcio.ru/interview/2943/

Facebook
Twitter
VK

ЕЩЕ ПУБЛИКАЦИИ

Меню