Путь от сисадмина до руководителя центра разработки

Интервью с создателем практики DevOps в «Рексофт», основателем и руководителем центра разработки в Ростове

Александр — создатель практики DevOps в «Рексофт», основатель и руководитель центра разработки в Ростове-на-Дону. А еще он танцует сальсу, восходит на вулканы и водит серебристый кабриолет. Почитайте удивительную историю его жизни и карьеры

Александр — создатель практики DevOps в «Рексофт», основатель и руководитель центра разработки в Ростове-на-Дону

 

— Саша, расскажи откуда ты родом?

— Я из Ростова, как говорится – где родился, там и пригодился. Закончил Южно-Российский Гуманитарный Институт, экономический факультет по специальности «Менеджмент». Но еще во время учебы стал подрабатывать как сисадмин: кому компьютер собрать, кому программы установить. Постепенно начал настраивать внутренние сети для небольших компаний. На третьем курсе попал в местное представительство HP в качестве инженера технической поддержки, а затем перешел в автомобильный ретейл, где занимался уже всей ИТ-инфраструктурой работодателя.

— А как ты оказался в «Рексофт», да еще в Питере?

— Если коротко, то как-то в Ростове я пошел с друзьями в баню, а через два дня уже был в Питере (улыбается). По моему мнению, многое в нашей жизни зависит от друзей. Именно от них пришла ссылка на вакансию в ИТ-отдел «Рексофт». Мне было 27 лет, и ничего не держало меня в Ростове. Вот я и решил попробовать. Поехал на собеседование к тогдашнему руководителю ИТ-подразделения «Рексофт» и слегка ошалел от той инфраструктуры и софта, с которым мне предстояло работать. По сравнению с моей ростовской компанией, меня брали на борт космического шаттла. Глаза мои загорелись от открывающихся перспектив, доверия коллег и возможностей развиваться.

Александр — создатель практики DevOps в «Рексофт», основатель и руководитель центра разработки в Ростове-на-Дону

 

— Расскажи, пожалуйста, какой-нибудь необычный случай из того периода твоей работы.

— Много всякого можно вспомнить. К примеру, не помню какой год был, но 1 января в 4:30 утра «умер» один из дисков нашего массива. В принципе штатная ситуация, если бы это не вызвало цепную реакцию… к полудню лежали почти все внутренние сервисы «Рексофт». Вроде бы и Бог с ними, но нашей группе зарубежной разработки нужно было начинать работать 2 января. У них-то праздники короткие. В общем все те новогодние праздники я практически не вылезал с работы и из нашего дата-центра. Кстати, за тот скромный подвиг в конце года я получил свою первую «Нику» в номинации «За особые заслуги». Было очень неожиданно и приятно!

С Александром Егоровым, генеральным директором «Рексофт»

 

— Кто-то из коллег рассказал мне, что ты в «Рексофт» создал практику DevOps, причем в то время, когда еще слово это мало кто знал…

— Ну, нет. Слово DevOps уже многие тогда знали, но мало кто понимал, что это такое в практической плоскости. Был конец 2016 года. С легкой подачи коллег в компании решили попробовать этот подход на проекте «Безопасный Город». Меня отправили в Москву на конференцию по DevOps, где я проникся самой идей и подходом к работе. Вернувшись, начал потихоньку разбираться и внедрять всё это в «Рексофт». Глаза мои снова горели, и я чувствовал себя DevOps-евангелистом (улыбается). Ночами сидел над онлайн курсами и статьями. Убедил руководство, что нам нужна группа DevOps, и судя по тому, что она растет и развивается — все было правильно.

Вот, кстати, кадровая история из того времени, когда я возглавлял DevOps. На каждом собеседовании я задавал такой вопрос: «Что такое DevOps?» Один кандидат мне на голубом глазу ответил: «DevOps – это человек».

— Интересно, если бы я тебя спросила: «Что такое DevOps?». Как бы ты ответил?

— В питерском офисе в кабинете DevOps висел постер: «DevOps в каждой бочке затычка». И это правда. Именно DevOps там, где он внедрён, отвечает за то, чтобы проект, как можно быстрее, приносил пользу заказчику. Это своеобразная связка между всеми частями проекта – та, которая раньше осуществлялась в ручном режиме. Практика отвечает за автоматизацию и оптимизацию всех процессов разработки, тестирования и коммуникации с пользователем (причём последний может порой даже не догадываться, что с ним коммуницируют). DevOps обеспечивает непрерывность разработки с доставкой максимальной ценности проекта заказчику. Он как бы ускоряет все процессы.

— Давай вернемся в Ростов. Не страшно было открывать офис в Ростове? Ответственность же такая…

— Идея дальнейшего расширения «Рексофт» в регионы витала в воздухе тоже примерно с 2017 года. В 2018 году она начала обретать реальные черты. Было проанализировано несколько десятков городов из Сибири, Поволжья, Черноземья. Что-то отпало, потому что решили, что нужен офис в одном часовом поясе с Москвой и Питером, где-то была большая конкуренция за ИТ-персонал (например, в Томске или Казани с ее «Инополисом»). Я в этот процесс включился после того, как на Рек-ТВ Александр Геннадьевич Егоров упомянул, что мы выбираем базовый город для нового центра разработки. На следующий день после эфира я пришел и спросил, а рассматривается ли Ростов как возможная локация?

— Просто так пришел и сказал?

— Нет, конечно, пришел с аргументацией. В городе есть сильные технические ВУЗы, не так много ИТ-компаний, а, значит, конкуренция за специалистов не так высока. Город живет по московскому времени, обладает хорошей транспортной доступностью — до Воронежа, где уже есть наш офис, всего 500 км. Здесь базируются подразделения крупных компаний: «Мегафона», «Билайна», Сбербанка, Северо-Кавказской железной дороги. Кроме того, в городе прослеживалась тенденция оттока ИТ-специалистов в другие регионы, а мы с нашим центром разработки можем дать им достойную работу без вынужденного переезда. По результатам меня попросили прозондировать почву в городе: посмотреть возможные локации для офиса, поговорить с местными специалистами, повстречаться с потенциальными партнерами … что я и сделал во время своего отпуска (улыбается).

— Что было дальше?

— По возвращению из отпуска сделал обстоятельный доклад с результатами моего полевого исследования. Надо сказать, что я сам предложил свою кандидатуру в качестве руководителя ростовского центра разработки, но потом все затихло на полгода… и когда я уже и думать перестал о Ростове, начался новый виток событий. Я вместе с коллегой отправился в Ростов открывать филиал.

Ты вот спрашивала – боялся ли я? Да, было страшно. Я никогда раньше никем не управлял. Это был скачек через одну ступень карьеры. Здесь мне несказанно повезло! Руководство «Рексофт» мудро дало мне в напарники Юлию, которая в свое время с нуля подняла центр разработки в Воронеже. Как только я это узнал, мой страх тихо испарился. Юлин опыт и мои местные связи – это были правильные слагаемые успеха. И с 1 марта 2019 года у «Рексофт» действует обособленное подразделение в Ростове.

— Ты, когда собеседуешь новых людей в свою команду, на что смотришь в первую очередь?

— Первичен всегда профессионализм. Затем идут коммуникативные навыки. Традиционно в «Рексофт» многое работает по принципу межличностной коммуникации, а не по принципам формализации процессов, как в крупных корпорациях. На мой взгляд, научить человека чему-то, если он готов учиться и забирать знания, можно. А вот насильно сделать интроверта – экстравертом, увы, практически нереально.

— Давай про личное. Я знаю, что ты увлекаешься танцами. Расскажи поподробнее.

— Со второго курса института я танцую социальные латиноамериканские танцы, а именно сальсу и всё, что традиционно к ней близко. Если честно, то почти все в моей жизни крутиться вокруг них. Попал я на курс сальсы абсолютно случайно – увидел объявление в ЖЖ о новом наборе. В результате влюбился в движения, музыку, пластику, возможность живого общения. Теперь у меня есть друзья во всех уголках мира от Калифорнии до Новой Зеландии. Кстати, девушка, которая прислала мне вакансию в «Рексофт» — из нашей танцевальной тусовки. И переезд в Питер был воспринят мной на ура еще и потому, что в то время в городе на Неве проводилось три крупных ежегодных сальса-события.

Вообще, сальса – это маленькая жизнь, которая влияет на всю мою судьбу. Даже когда я жертвовал сальсой ради чего-то другого – например, ради длинной поездки в Исландию – то и там сальса меня настигла. В одной компании со мной совершенно случайно оказался человек из питерской сальса-тусовки, с которым до этого мы почему-то не пересекались. В результате мы сдружились до такой степени, что я стал крестным одного из его детей. Сейчас, к сожалению, не слишком часто танцую. Получается примерно раз в две недели. Но каждый раз я отдыхаю там телом и душой.

Александр «Рексофт» танцует сальсу

 

Упомянутая выше Исландия тоже стала важной вехой в моей жизни и ещё одним вариантом отдыха для тела и души. Это страна, в которую хочется возвращаться. Оба мои путешествия в эту страну я был за рулем. Я в принципе люблю рулить, а уж порулить по дорогам столь экзотической страны – редкое удовольствие. В сумме там было накручено порядка 10 тыс. км при том, что весь остров размером примерно 300 на 400 км. Одно из самых сильных впечатлений от страны – входящий звонок с работы. Банальность? Но только не когда ты отвечаешь на него, стоя на вулкане на высоте порядка 1000 метров над уровнем моря. Надеюсь, что съезжу туда ещё.

Александр «Рексофт»Исландия трекинг
Александр «Рексофт»Исландия трекинг

 

— В твоем FB видела, что ты увлекаешься еще и фотографией, но необычной. Что это за направление?

— Не поверишь, все начиналось с отсутствия у меня денег. Я планировал купить свою первую машину, но наличных финансов драматически не хватало, а банки упорно не хотели давать мне автокредит. В результате вместо машины я купил себе Canon 450D, б/у объектив и вспышку. Почувствовал сразу кайф от съемки моих любимых танцев. Профессиональное оборудование дает совсем другую картинку от репортажной съемки. В результате я занялся не просто репортажами с сальса-событий, а обзорами жизни сальса-сообщества в Ростове, а потом в Питере и время от времени других в городах и странах. Было время, когда я снимал по паре событий в неделю. Разумеется, пробовал себя и в других жанрах: пейзажная съёмка, портретная, ночная… Сейчас я немножко отошёл от этого и снимаю главным образом крупные сальса-события (в прошлом году в Ростове их было три. Опять совпадение (улыбается)! Зато недавно обзавёлся кое-каким оборудованием для видеосъёмки и активно пробую себя в этом направлении.

Александр «Рексофт»корпоратив

 

Впрочем, разнообразных увлечений у меня слишком много, чтобы упомянуть их в рамках одного интервью. Захотите услышать больше – заходите на индивидуальную чашку кофе в ростовский офис: мы как раз в день ухода в режим работы из дома поставили классную кофе-машину!

ЕЩЕ ПУБЛИКАЦИИ