БИТ: Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Власти намерены почти в 2,5 раза увеличить прием студентов на обучение в вузы по специальностям в цифровой сфере. Как и чему их надо учить? На вопросы «БИТа» ответил Зураб Белый, руководитель практики Java компании «Рексофт».

Зураб Белый, руководитель практики Java компании «Рексофт»

Зураб Белый, руководитель практики Java компании «Рексофт»

— Кто будет востребован в ИТ в ближайшие годы? Какие новые компетенции потребуются от ИТ-специалистов?

— В ближайшие несколько лет наиболее востребованными будут Data Science-специалисты, также большим спросом будут пользоваться специалисты с навыками в сфере высоких нагрузок. Количество данных стремительно растет, поэтому в первую очередь нужно обеспечивать их бесперебойную и быструю передачу, а те, кто научатся обрабатывать эту информацию лучше других, станут крайне востребованными специалистами. Отсюда и ожидаемый рост спроса на специалистов, умеющих правильно работать с данными.

Также увеличится внимание к проблемам машинного обучения и нейронным сетям. У этой сферы очень высокий потенциал. Практически каждый день можно видеть новости о достижениях в этой области, но возможности там по-настоящему неисчерпаемые. Можно смело начинать карьеру именно здесь.

Еще одним – уже довольно старым трендом – является мобилизация. На рынке появляется все большее количество носимых устройств. Спрос на мобильных разработчиков растет. Сегодня многие сервисы в первую очередь выпускают мобильные решения, а затем веб-версии. Это направление ИТ в ближайшие годы будет продолжать развиваться высокими темпами, и сейчас еще есть возможность запрыгнуть в этот поезд.

Немного в стороне располагается ниша IoT. Тренд на умные устройства, дома, производства и даже города неуклонно растет, значит и специалистов потребуется больше. Это не настолько популярная сфера, как предыдущие, но потенциал у нее ничуть не меньше.

— Какие базовые знания должен получать сегодня будущий ИТ-специалист в вузе? Ваше отношение к идее короткого двухгодичного образования для ИТ-техников вместо классического (бакалавр – 4 года, магистр – 6 лет)?

— Высшее образование предполагает использование знаний в исследовательской сфере, создание решений на стыке разных компетенций. ИТ-специалисты же в большинстве своем не выполняют инженерных функций. Разработка ПО сегодня – сборка конструктора на скорость. Например, вся веб-разработка состоит в использовании двух-трех фреймворков и правильном комбинировании их возможностей. Задачи типовые, а решения хорошо проработаны. Разработчики соревнуются уже не в знаниях, а в скорости. Часто это обычная станочная работа, не требующая высшего образования.

В своей практике я видел специалистов, которые без опыта и знаний приходили на стажировку, а через три месяца уже были в полной мере готовы к работе. Для таких случаев двухгодичное образование вполне подходит как аналог техникума. Там расскажут, какие есть инструменты, как ими пользоваться и что с их помощью можно сделать, будь то язык программирования, библиотека или фреймворк. В вузе же стоит углубиться в области, где требуется научный подход, исследования и открытия, а также работа на стыке технологий.

Для перспективных направлений нужны инженеры и ученые, а не станочники. Студентам нужно преподавать фундаментальные знания всех направлений ИТ-сферы, но делать упор на перспективных технологиях, таких как работа с данными, машинное обучение и встраиваемые решения. Не стоит забывать и о «железной» стороне, писать код нужно для чего-то, а проектирование и разработка сложных устройств задача совсем нетривиальная, требующая качественного высшего образования.

— Практико-ориентированное обучение – всегда ли оно оправдывает себя?

— На рынке всегда нужны «руки», причем их нужно намного больше, чем «творцов». Если рассматривать идею с двухгодичным образованием, то практико-ориентированность тут будет обязательна. С другой стороны, тратить 4-6 лет на обучение и затем идти писать мобильные приложения по шаблону – пустая трата времени, этому можно научиться за полгода на специализированных курсах.

— Пандемия заставила вузы перейти на дистанционное обучение. Возможно ли полноценное онлайн-образование в технических вузах

— В любом виде обучения – дистанционном или очном – очень многое зависит от студента. Я не вижу смысла в очном образовании, если это простая лекция. Собираться в одной аудитории целесообразно для эксперимента или опыта, где требуется физический контакт. Для практических занятий при необходимости использовать оборудование, которого нет дома. Во всех остальных случаях нет никакой разницы – слушаешь ты преподавателя в аудитории или смотришь запись. Во втором случае, наоборот, можно применять эффекты и грамотный монтаж для намного более эффективной подачи материала. Есть единственное условие: при удаленном обучении должна быть возможность в определенное время лично пообщаться с преподавателем для выяснения некоторых вопросов, получения комментариев и обмена мнениями.

— Классическое образование в вузах и образовательные онлайн-проекты – конкуренты или союзники?

— Классическое образование должно давать фундаментальные знания, заправленные небольшим количеством практики, в то время как курсы, наоборот, направлены на создание практических навыков с небольшим добавлением теоретических основ. С этой точки зрения вуз и онлайн-платформа не конкурируют, а дополняют друг друга. У них совсем разные цели и аудитория, а на выходе разные специалисты, подготовленные под разные ниши на рынке.

Источник: Журнал БИТ

ЕЩЕ НОВОСТИ

Меню