ComNews: Время платформ

Генеральный директор компании «Рексофт», член правления НП «Руссофт» Александр Егоров

Александр Егоров, генеральный директор «Рексофт»

 

– Вы работаете на рынке с 1991 года. Как за это время менялась деятельность компании, и как менялся портрет вашего заказчика?

– Это большой промежуток времени, но деятельность как таковая кардинально не поменялась: “Рексофт” как специализировался на разработке программного обеспечения в контрактном режиме, так и продолжает этим заниматься. Другое дело, что у нас несколько изменился портрет клиента. Если в 1990-е годы мы концентрировались на технологической части разработки и в основном выступали как производственный центр для наших – чаще всего иностранных – заказчиков, то начиная с экономического подъема в России в начале 2000-х гг. мы стали ориентироваться на решения для конечных заказчиков. В те времена нашим заказчиком обычно выступал департамент информационных технологий в лице ИТ-директора или, позднее, CIO, то есть мы работали с представителями ИТ-подразделения. Последние годы мы концентрируемся на поставке и разработке комплексных решений “под ключ”. И нашими заказчиками здесь являются бизнес-лидеры компаний, те, кого принято называть Clevel менеджмент. В последние пару лет во многих крупных компаниях сформировалась самостоятельная позиция CDO (chief digital officer) или CDTO (chief digital transformation officer). Если такая позиция в организации есть, то, как правило, это наш основной визави.

– Многие компании разрабатывают и воплощают стратегии цифровой трансформации. Что вы понимаете под цифровой трансформацией?

– Для нас цифровая трансформация – это набор подходов, процессов и технологий, который мы предлагаем клиентам для адаптации их бизнеса к новой изменяющейся реальности. Эту новую реальность, по сути, привносит интернет, тотальная “мобилизация” населения и социальные сети. Современные технологии делают возможным то, что еще пять лет назад было трудно себе представить. В первую очередь, мобильность клиента, который сегодня не стремится прийти в офис или магазин, но хочет всегда и быть везде на связи. Это омниканальность, то есть возможность для клиента произвести операцию с его контрагентом или поставщиком любым удобным ему способом: оффлайн, по интернету, в соц.сети и так далее. Кроме того, клиент ожидает от поставщиков товаров и услуг высокой степени персонификации предложения, рассчитывает, что конкретный банк или интернет-магазин или образовательный портал знает конкретно его, клиента, потребности.

Для многих наших заказчиков цифровая трансформация – это не только внутренние изменения в организации, но еще и попытка найти свое место в новом мире через создание цифровых платформ, которые стали бы точкой притяжения для других участников их сектора рынка. Для крупного бизнеса – это создание экосистем. А для нишевых игроков – понимание того, как им нужно трансформировать бизнес, чтобы правильно присоединиться к таким платформам и экосистемам.

– И не потеряться в них?

– Все верно. Речь идет о том, как выжить в новой реальности, при том что происходит существенный передел структуры прибавочной стоимости на рынке. На мой взгляд, крупные цифровые платформы в ближайшее десятилетие займут на многих рынках существенную долю, до 80% объема конкретного сектора рынка. Все остальное уйдет в консалтинг вокруг них: в консалтинг операторов этих платформ (то есть оказание услуг по технической поддержке, дальнейшей разработке, информационной безопасности), консалтинг на фронтальной стороне этих платформ для всех участников и т.д. Уже появились компании, которые оказывают производителю любого товара поддержку по его продвижению, например, в экосистеме Amazon. Ведь для работы на конкретной платформе нужны специалисты, понимающие, как товар разместить, каким образом его сфотографировать, как работают рейтинги и что нужно учитывать, чтобы быть в топе выдачи и продаж. Таких специальностей еще лет пять назад просто не существовало.

– Видите ли вы тенденцию, что однотипные платформы пытаются создать разные участники одного и того же рынка?

– Действительно, в платформенную тему пытаются зайти участники одного и того же рынка, каждый – со своей стороны. Сегодня многие думают, как превратить свой бизнес в платформу. Например, платформу для цифровизации факторинга пытаются создавать и банки, и розничные сети.

У любой платформы по определению есть несколько групп участников. Не даром в английском прижилось название “marketplace” – т.е. рынок, рыночная площадь. Это действительно всего лишь новое технологическое прочтение известного всем явления с тысячелетней историей. Только раньше продавцы сходились на рынок физически: одни привозили товары собственного производства, другие – чужого, третьи оказывали какие-то услуги (допустим, разносили чай). И покупатели приходили разные: кто-то приобретал товары для себя, кто-то оптом, кто-то специализировался на мелком опте для лавок и ресторанов. По сути, ничего не изменилось – просто рынок перешел в “заочную”, цифровую форму. Соответственно, идея построить marketplace может прийти в голову и тому, кто ходил продавать, и тому, кто шел за покупками, и охраннику, который там скучал, и строителю, который этот рынок физически построил. То есть существует очень много претендентов на то, чтобы этот новый виртуальный павильон построить.

Сейчас идёт борьба платформ, борьба концепций – кто лучше и удобнее построит эти новые “павильоны”. Среди претендентов есть и крупные структуры типа “Яндекса”, который строит свою экосистему вокруг поиска, и магазины типа Ozon и Amazon, которые пытаются строить экосистему вокруг факта продажи товара, и банки, которые участвуют в сделке, как финансовый посредник. Есть и другие попытки. Но так или иначе, все эти процессы приведут нас к ограниченному количеству крупных платформ. Поэтому практически все новые проекты “Рексофт” связаны с созданием платформ большего или меньшего масштаба.

– Какие решения, методику работы “Рексофт” может предложить клиентам в направлении цифровизации в создании платформ?

– Мы предлагаем заказчикам комплексный подход, включающий в себя консалтинг в области планирования процессов цифровой трансформации. По сути, создание долгосрочного плана ее проведения. На этом этапе мы часто взаимодействуем с компаниями, специализирующимися на стратегическом и бизнес-консалтинге, т.е. классическими бизнес-консультантами, добавляя к их отраслевому видению наш межотраслевой технологический опыт.

Далее мы предлагаем набор технологических инструментов по подготовке внутренних систем заказчика к работе в новом режиме. Это, прежде всего, подготовка и очистка данных, действия, связанные с их безопасным и надежным использованием, организация внутренних процессов работы у заказчика с проектами подобного типа. Задача по созданию цифровых решений несколько отличается от классических ИТ-проектов тем, что для их запуска требуются существенные организационные изменения на стороне заказчика, вплоть до корректировки бизнес-модели. Если в крупных корпорациях такая деятельность достаточно системно ведется на протяжении многих лет, то в менее крупных структурах уровень готовности может оказаться невысоким, и тогда надо производить предварительную подготовку. При этом мы не только объясняем, как это надо сделать, но и предоставляем инструментарий для этого. А потом уже собственно вместе с командой заказчика проектируем и разрабатываем соответствующие решения.

– С какими отраслями чаще всего работает “Рексофт”?

– Поскольку цифровая трансформация затрагивает абсолютно все рынки реальной экономики, подход “Рексофт” является межотраслевым – наши решения и технологии не привязаны к конкретной бизнес-сфере. У нас есть заказчики в ТЭК, телекоме, транспорте, логистике, ритейле, финансах, лесоперерабатывающей промышленности и т.д. Знаниями о специфике бизнеса, как правило, обладает сам заказчик, иначе бы он не был лидером в своей отрасли. А мы предлагаем ему технологический инструментарий, с помощью которого он может реализовать свои амбиции по переходу в новую реальность. Нам не требуется быть абсолютными специалистами в его конкретном бизнесе, поскольку процессы цифровизации бизнеса и построения платформ везде схожие.

– Какие условия необходимы бизнесу для успешной цифровой трансформации?

– Необходимы три условия, которые, в общем, являются классическими для любых крупных изменений. Это наличие амбициозного видения перспективы (то, что в английском бизнес-сленге называют “vision“): бизнес должен иметь представление, во что он хочет превратиться. Второе – необходима четко выраженная воля это сделать, прежде всего – у руководителей, а также безоговорочная поддержка процессов на уровне владельцев или их представителей. Я бы даже сказал, не только воля, но и их активное участие в этом процессе как наиболее ценных рыночных экспертов в своей области. И третье – ресурсное обеспечение такого проекта, которое включает в себя человеческий капитал (начиная с руководителя проекта или CDO) и финансовые ресурсы.

– Насколько готов российский бизнес к цифровой трансформации? С какими проблемами он сталкивается?

– Я не считаю, что российский бизнес как-то отличается от другого, не российского, особенно крупный. Поэтому я уверен, что он вполне готов. Любой бизнес готов к цифровой трансформации, если он в состоянии обеспечить три условия, упомянутых выше.

– Как ограничения, связанные с пандемией, отразились на деятельности “Рексофт”?

– В моменте никаких особых изменений не произошло, разве что стали меньше общаться вживую. “Рексофт” как ИТ-компания имеет опыт удаленной работы, исчисляемый десятилетиями. Собственно, мы вели удаленную работу с нашими иностранными клиентами еще до формирования интернета в его текущем виде и понимании в начале 90-х годов – с использованием аналоговых модемов и факсов. Популярные нынче средства удаленной работы типа Zoom являются нашим стандартным инструментом более 15 лет.

Со стороны клиентов, конечно, существенно усложняется процесс взаимодействия по новым темам, и мы глубоко убеждены, что наличие технологической возможности удаленного общения ни в коем случае не заменяет живую и групповую работу. Для создания передовых решений требуется, в том числе, эмоциональное взаимодействие ключевых участников процесса, а работа “через экран” существенно снижает эффективность общения. Поэтому, как только появилась такая возможность, мы снова стали встречаться с клиентами.

Ясно, что онлайн-коммуникаций в будущем станет намного больше, но офлайн не будет вытеснен совсем из нашей жизни, потому что без этого невозможно создать ничего реально нового.

– Поделитесь ближайшими планами компании.

– План очень простой. Мы прилагаем все усилия, чтобы стать лидирующим поставщиком технологического консалтинга в области цифровых платформ на российском рынке. А также начать продвижение соответствующих услуг нового уровня на тех международных рынках, где мы традиционно присутствуем.

Источник: интервью на ComNews

ЕЩЕ НОВОСТИ

Меню