Технологии помогают бизнесу в ситуациях, когда:
- Есть проблема:
- Все хорошо, компания потихоньку растет, и нужно развиваться еще быстрее;
- Это модно. Идите к нам, у нас тут нейронная сеть цену на сметану устанавливает;
- У конкурентов есть чат-боты, а за прогнозирование спроса отвечают экстрасенсы. Хотим так же.
Но, применяя только ситуативный подход, вы рискуете внедрить решение, которое не подойдет вашему бизнесу. В итоге вы потратите впустую время и деньги. Чтобы помочь вам этого избежать, мы узнали у экспертов, как понять, нужно ли внедрять технологии в бизнес.
Если в компании кризис, технологии не помогут
Евгений Минеев, исполнительный директор IT-компании «Рексофт», которая запустила интернет-магазин Ozon

Никогда не внедряйте технологии только потому, что это модно и все вокруг об этом говорят. Вы рискуете потратить деньги на проект, который вам не нужен, или, возможно, понесет за собой убытки.
Малому и среднему бизнесу новые технологии нужны в трех случаях.
Во-первых, когда за счет технологии возможно занять определенную долю рынка и тем самым опередить конкурентов. То есть нужно найти сферу рынка, где еще нет цифровизации, и создать такое решение. Самый яркий пример такого подхода — IT-стартапы.
У нас был клиент, который занимается логистикой и экспедиторством. У него появилась идея создать приложение, похожее на Uber. Допустим, вам нужно привезти в Москву большую партию товаров из Китая.
Вы заходите на сайт Agorafraight.com, указываете, где получить товар и куда отвезти, какие габариты и масса поставки. Портал тут же считает цену доставки, предлагает оптимальную стоимость, учитывая пошлины, время в пути, растаможку и другие параметры. Сейчас этот проект привлек инвестиции и прекрасно себя чувствует.
Во-вторых, когда ваш бизнес всегда работал офлайн, но клиент ожидает, что получать те же услуги и продукты уже онлайн. Взять то же такси — раньше нужно было звонить и заказывать машину, а теперь для этого есть приложения.
В-третьих, в определенный момент развития компании есть смысл сделать ревизию программного обеспечения, которое обеспечивает функционирование бизнеса.
Например, если у вас своя разработка, то что будет, если вдруг программисты уволятся? Возможно ли дальше поддерживать ключевые для бизнеса системы? Позволяют ли выбранные технические средства решать новые задачи с нужной скоростью?
Дальше остается выбирать: либо вы разрабатываете или дорабатываете собственное решение, либо используете уже готовую типовую отраслевую платформу. Допустим, у вас ресторан. Можно создать свое приложение для получения заказов или участвовать в программе от Яндекс.Еды или Delivery Club.
Если вы не IT-стартап или не понимаете, как ваш бизнес перевести в онлайн, такой способ не подойдет. Тогда лучше действуйте так:
1. Если у вас 1-2 наемных сотрудника, внедряйте решения, которые помогут управлять бизнесом и понимать, что в нем происходит. Тут вам помогут таск-менеджеры, сервисы по типу Excel, приложения для составления документов.
2. Когда основные бизнес-процессы обкатаны, важно улучшать эффективность операций. Это бессмысленно делать в начале, потому что из-за роста бизнеса, процессы на этом этапе могут поменяться. Тут вам подойдут CRM, ERP и любые готовые отраслевые программы, которые решают локальную проблему.
3. Чтобы понять, какое решение нужно сейчас, обращайте внимание на управленческую отчетность. Она показывает, где у бизнеса проблема. Для этого настройте в CRM или другой программе автоматическое формирование отчетов по важным для вас показателям, например, доходам, расходам, конверсии воронки продаж.
Если вы вдруг заметили ухудшение метрик, пообщайтесь с сотрудниками, чтобы точно понять, что не получается или вызывает трудности. И только после этого ищите IT-решение проблемы.
Допустим, у вас школа иностранных языков. Первое занятие по скайпу бесплатно. Обычно после него конверсия в покупку курса 80%, но потом этот показатель ухудшается до 40%. Вы идете в отдел продаж и выясняете, в чем дело. Оказалось, что опытные менеджеры ушли в отпуск, а новые еще не научились работать по скриптам.
В таком случае можно внедрить IP-телефонию или чат-бот, чтобы анализировать записанные разговоры или переписку. А еще лучше использовать речевую аналитику — когда программа определяет, какие ключевые слова из скрипта прозвучали в разговоре с клиентом. Сервис проанализирует все звонки и пришлет отчет руководителю. После анализа вы поймете, кто из сотрудников не соблюдает скрипты.
4. Затем посчитайте экономику внедрения. Относитесь к внедрению как к инвестициям. Составьте бизнес-план. Соотнесите расходы с деньгами, которые вы заработаете или сэкономите после внедрения технологии. Например, это стоит 100 тыс. рублей, после чеговы снизите расходы на 10%. Умножаем этот показатель на годовые расходы и получаем выгоду от внедрения.
Важные нюансы, про которые забывают многие предприниматели:
- Если в компании кризис, не стоит искать решение проблем только в технологиях. Нет смысла переклеивать обои, если дома пожар. Думайте об эффективности бизнес-модели, попробуйте улучшить сайт и точки соприкосновения клиентов с вашим бизнесом.
- Более продвинутые технологии, например, нейронные сети или искусственный интеллект подойдут для крупного бизнеса. Компаниям поменьше внедрение таких технологий обойдется достаточно дорого.
- Общайтесь с коллегами по рынку, просматривайте отраслевые порталы и конференции, идеи по улучшению всегда где-то рядом.
Источник: статья в блоге Salesap