RG.RU: Появится ли в России вторая «Кремниевая долина»?

Летом прошлого года правительство России заявило об амбициозных планах — сделать юрисдикцию страны одной из самых привлекательных в мире для развития IT-отрасли. В первую очередь этому должен способствовать введенный с 1 января 2021 года налоговый маневр. Сегодня в России работают больше 13 тысяч аккредитованных IT-компаний, из них 2,5 тысячи — в Санкт-Петербурге, обгоняющем всю Россию по концентрации «айтишников». Все компании в той или иной мере претендуют на налоговые льготы и поддержку государства, но получить их смогут только при выполнении ряда условий.

 

Поправки в Налоговый кодекс предусматривают для отрасли бессрочное снижение ставки страховых взносов с 14 до 7,6 процента, ставки налога на прибыль — с 20 до трех процентов и нулевую ставку НДС с продажи российского программного обеспечения. При этом не менее 90 процентов доходов компании должно быть с продажи софта и услуги по его разработке, внедрению и поддержке, а ПО необходимо внести в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

По мнению президента НП «РУССОФТ» Валентина Макарова, принятые льготы позволят компаниям снизить свои расходы на четыре-пять процентных пунктов. Поскольку сейчас большая часть инвестиций в IT-сектор генерируется самими компаниями, вся эта экономия пойдет в развитие — в новые проекты в России, новые рабочие места, маркетинг и продвижение на мировом рынке.

— Однако точные размеры экономических выгод от данной льготы будут зависеть от фактического регресса конкретных компаний. Подсчет усложняется тем, что упомянутые 14 процентов страховых взносов распределяются по разным фондам и имеют разные регрессы. По нашим прогнозам, предложенная президентом льгота может «сберечь» от 25 до 30 процентов от годовой суммы взносов, — говорит финансовый директор компании «Рексофт» Денис Каморджанов.

Сегодня 80 процентов затрат российских ИТ-разработчиков приходится на фонд оплаты труда, поэтому снижение ставки страховых взносов — существенная поддержка российских IT-компаний.

— Эта реформа делает российскую юрисдикцию более конкурентоспособной для компаний и сотрудников, переехавших за рубеж. Однако для них все еще есть более льготные налоговые режимы, как, например, в «Парке высоких технологий» Белоруссии, и это может усложнять конкуренцию за кадры, — отмечает гендиректор «МойОфис» Дмитрий Комиссаров.

По его мнению, государство сейчас хорошо справляется со своей основной функцией заказчика, именно ее и надо усиливать, централизовать и регулировать. Например, правительство могло бы предложить план закупок отечественного софта, подготовить бюджет и, самое главное, четко этому плану следовать. Подобные меры сделают индустрию и создаваемые продукты конкурентоспособными не только в России, но и на международном уровне, увеличат экспорт отечественного ПО.

Валентин Макаров также считает, что с принятием закона о налоговом маневре российская юрисдикция стала более привлекательной для разработчиков ПО со всего мира, что означает приток в Россию идей, технологий, инвестиций, менеджеров, разработчиков. Этот фактор, в свою очередь, приведет и к росту конкуренции на рынке труда, повысит привлекательность ИТ-специальностей и будет стимулировать государство готовить больше ИТ-специалистов, в которых сегодня так нуждаются разработчики.

Однако не стоит забывать, что IT-отрасль состоит также из других компаний — дистрибьюторов, системных интеграторов, консалтинговых агентств и они, к сожалению, не только не смогут воспользоваться новыми льготами, но и потеряют ранее действовавшую льготу по НДС в случае продажи ПО, не зарегистрированного в российском реестре Минкомсвязи. И, по мнению участников рынка, было бы целесообразно изменить ряд формулировок, чтобы расширить список услуг, подпадающих под налоговый маневр. Поддержка не только разработчиков ПО, но и других типов компаний позитивно отразится на конкурентоспособности российских поставщиков на международном рынке.

Ожидать результатов от льгот можно через пять-десять лет, уверяют эксперты

«Требование о регистрации в реестре российского ПО заметно усложняет путь к получению льгот, особенно с учетом тех сроков, которые отведены на нее. Фактически у разработчиков было всего четыре месяца, чтобы зарегистрировать свой продукт, а с учетом кратного увеличения заявок, поданных в Минцифру, миссия «успеть до Нового года» была заранее провальной. Но в то же самое время нельзя назвать такие условия от государства необоснованными, вопрос только в реализации и сроках, которые были фактически выделены IT-производителям», — подчеркивает финансовый директор компании CrossTech Solutions Group Екатерина Афанасьева.

Системные интеграторы не могут воспользоваться льготами для IT-компаний по страховым взносам и по налогу на прибыль, так как стоимость лицензий ПО, которое они внедряют, и стоимость работ самой компании по внедрению серьезно различаются. А для применения льготы размер выручки должен быть не менее 90 процентов от собственных разработок.

«Пока еще есть шанс исправить этот пробел: ассоциации ведут переговоры с профильными ведомствами. Если же не получится убедить Минцифры в необходимости доработать закон и добавить пункт про интеграторы, то в итоге за этот пробел заплатит конечный потребитель, что совсем не хорошо в кризисное время», — считает председатель совета директоров «СерчИнформ» Лев Матвеев.

«В настоящее время мы оцениваем, как именно эти меры повлияют конкретно на нашу компанию. Так как мы не только внедряем собственное ПО, но и оказываем услуги по бизнес-консалтингу и внедрению ПО российских и иностранных вендоров, часть нашего бизнеса получает преференции от налогового маневра, а другая, наоборот, попадает под ужесточение. Поэтому, вероятно, общая налоговая нагрузка на нашу компанию не уменьшится», — рассказывает генеральный директор ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Рахманов.

Отмена льготы по НДС станет дополнительной налоговой нагрузкой для разработчиков. Вопрос в том, как они будут справляться с ней, за счет чего поддерживать рентабельность. Кто-то решит поднимать цены на свое ПО, кто-то из-за высокой конкуренции не сможет позволить себе повышать прайс и попросту уйдет с рынка, проиграв в конкурентной борьбе.

«Думаю, рост цен возможен только на тот софт, который не находится в реестре российского ПО. Хотя и тут игроки рынка будут стремиться выступать с конкурентными ценовыми предложениями, и, возможно, на потребителе это может и не сказаться», — говорит Дмитрий Комиссаров.

Если все же цены вырастут, то не только на программные продукты — заказчикам придется переложить свои дополнительные затраты на конечных потребителей, а это значит, что подорожает гораздо более широкий спектр товаров и услуг.

Пока нет реальной практики применения льгот, поэтому насколько компаниям помог налоговый маневр, будет ясно по результатам и отчетам за первый квартал 2021 года. Не исключено, что отдельные положения закона потребуют дополнительных разъяснений от регулирующих органов.

По мнению генерального директора ООО «Ракета» Анатолия Курюмова, подобные меры — это всегда «игра» вдолгую. Ожидать результатов после года с момента введения льгот точно не стоит. «Сама разработка, вывод продукта на рынок требуют времени, ИТ-компаниям нужно запустить и раскрутить этот механизм. Да, эффект от инициативы мы увидим, но лет через пять-десять», — резюмирует Курюмов.

Кстати

Минцифры РФ при участии российских IT-компаний подготовило второй пакет мер их поддержки, включающий около 50 инициатив. Участие в его разработке принимали более 250 представителей IT-компаний.

Среди новых мер — утверждение планов импортозамещения госкомпаниями и переход на отечественное ПО; введение инструментов фискального стимулирования внедрения отечественного ПО и программно-аппаратных комплексов; софинансирование расходов ИТ-компаний на новые разработки и их пилотное внедрение и ряд других. Утверждение правительством второго пакета ожидается в марте.

 

Источник: статья в RG.RU

ЕЩЕ НОВОСТИ