Плюсы и минусы аутсорсинга
Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп») считает, что аутсорсинг позволяет, во-первых, быстрее развивать свою компанию за счет высвобождения собственных дефицитных управленческих ресурсов, во-вторых, повысить качество внутренних процессов и снизить их риски, в том числе за счет снижения зависимости от собственных подразделений или ключевых специалистов, и в-третьих – обеспечить экономическую эффективность при заданном уровне качества.
«Основная причина передачи сервиса внешнему поставщику – использование масштаба и экспертизы, которые создавать внутри компании не имеет смысла из-за узкой направленности или экономической нецелесообразности».
Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв») говорит, что использование аутсорсинга, как правило, позволяет выиграть в цене, скорости реализации проекта или качестве, а зачастую – получить преимущества во всех аспектах.
«Один из ключевых факторов применения аутсорсинга – экономия. В 90% случаев он обходится дешевле, чем выполнение тех же функций силами штатных сотрудников».
Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics) уточняет, что опасения руководителей компаний довольно стереотипны для отрасли: потеря личного контроля над функционированием бизнес-процесса или услуги и, как следствие, ухудшение качества ее предоставления; утечки конфиденциальной информации; риски, связанные с процессом перехода на аутсорсинговую модель и адаптации бизнеса к новому бизнес-процессу. Как считает г-н Андреев, эти риски также присутствуют при работе со штатными сотрудниками, а в контексте аутсорсинга наиболее характерны при взаимодействии с недостаточно квалифицированными поставщиками услуг.
«Мы осознаем уровень конкуренции на рынке аутсорсинга, важность сохранения конфиденциальности, качественного предоставления услуги согласно заключенному договору и SLA. И, естественно, никому не хочется терять клиентов, нести репутационные потери», – поясняет г-н Андреев.
Что касается преимуществ, то заказчик получает полностью отлаженную, соответствующую параметрам SLA услугу, которая для исполнителя является основной сферой деятельности, а не сопутствующей.
«Часто в виде контраргумента заказчики выдвигают тезис о потенциальной утрате контроля над разрабатываемым продуктом. Но скажу по опыту, этот риск при развитии силами собственной команды ничуть не ниже. Мы сталкивались с ситуациями, когда внутренняя команда заказчика полностью уходила».
Евгений МИНЕЕВ («Рексофт») уверен, что основное преимущество аутсорсингового подхода в том, что технологические риски переносятся на сторону профессиональных поставщиков услуг, способных поддержать весь цикл разработки или сервиса. В текущей ситуации, когда необходимо выводить на рынок цифровые продукты быстрее конкурентов, это особенно актуально. Да и ставка человеко-часа у аутсорсера будет выше, чем прямая себестоимость собственного персонала. Однако, если принять во внимание стоимость найма, увольнения, оплату ДМС, офиса и другие административные расходы, а также эффективность использования собственных ресурсов, то суммарно привлечение аутсорсинговой компании, скорее всего, окажется экономически более выгодным.
«Кризис, вызванный пандемией, продемонстрировал многим компаниям некоторые проблемные зоны во внутренних процессах (коммуникация, организация, ИКТ-инфраструктура и т. д.). Аутсорсинговая компания, которая специализируется на решении схожих задач, может стать источником альтернативных подходов к работе».
Александр ГОНЧАРОВ (ICL Services) убежден, что пандемия наглядно продемонстрировала достоинства аутсорсинга. Организации, которые отдали непрофильные функции на аутсорсинг, смогли переключиться на ключевые бизнес-процессы и трансформировать их согласно требованиям времени, сэкономив при этом временные, финансовые ресурсы и сохранив или усилив лояльность своих клиентов. Таким образом, аутсорсинг повышает гибкость компаний.
В условиях, когда растет нестабильность, очень комфортно работать по регламентам, когда для всех процессов есть описание, сроки, ответственные лица, прописаны цели и результаты. Это еще один плюс аутсорсингового подхода, считает г-н Гончаров.
Сегодня руководители компаний часто прибегают к оптимизации кадрового состава, снижению затрат и времени на поиск новых специалистов. По мнению г-на Гончарова, передача той или иной функции на аутсорсинг избавляет от этой необходимости и снижает вероятность дублирования функций.
«Из преимуществ аутсорсинга в первую очередь заказчики получают экспертную оценку и поддержку. Вы можете быть настоящим профи в своей сфере, но не получится быть совершенным во всем».
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта») подчеркивает, что опытные сервис-провайдеры постоянно повышают квалификацию и используют новейшие технологии. В этом им помогают разнообразные категории заказчиков, которыми генерируется большое количество интересных задач. Внедрение новых решений своими силами требует значительных ресурсов и инвестиций, поэтому отдавать задачи эксплуатации на аутсорсинг, а самим заниматься интересными задачами бизнеса – хорошая практика. Такой подход позволяет не только экономить, но и не испытывать недостатка в кадрах при необходимости срочных изменений, быстро и гибко масштабироваться в соответствии с динамикой бизнеса, считает г-н Коновалов. Что же касается недостатков, то основной из них, по мнению г-на Коновалова, – риск обратиться к недобросовестному подрядчику. При выборе провайдера важно оценить его предложения и репутацию на рынке, обращая внимание на уровень сервисов – SLA. «Надежные поставщики услуг подкрепляют SLA финансовой ответственностью, близкой к 100% от стоимости услуги. Таким образом, провайдер тоже принимает на себя ответственность за риски», – уверен г-н Коновалов.
«На длительном горизонте (четыре – шесть лет) сервис может по стоимости быть выше инхаусного решения».
Иван МЕЛЕХИН («Информзащита») называет основными преимуществами аутсорсингового/сервисного подхода предсказуемость результата и затрат, а также скорость получения результата. Если речь идет, например, о сервисе мониторинга и реагирования на киберугрозы, то буквально в считаные недели можно к нему подключиться и получить хороший уровень защиты своей инфраструктуры. Г-н Мелехин отмечает, что самостоятельное внедрение подобного решения может затянуться на два-три года и с высокой долей вероятности не достичь поставленных целей. К недостаткам сервисной модели можно отнести типовые решения и качество их исполнения, в результате чего ожидания не всегда совпадают с результатом.
Аутсорсинг для аутсорсера
Все участники сегодняшнего обзора являются поставщиками услуг IT-аутсорсинга. С другой стороны, в ходе разнообразных бизнес-сценариев даже им приходится пользоваться услугами аутсорсинговых компаний. Какими именно, мы решили узнать у них самих.
«Мы активно используем аутсорсинг для подбора персонала, в маркетинге, а также для получения юридических услуг».
Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп») отмечает, что в профильной деятельности компания передает на субподряд обслуживание в регионах под своим контролем, привлекая сторонние облачные сервисы для клиентов.
«В рамках комплексных проектов к части узкоспециализированных задач, для которых у нас нет собственной экспертизы, мы привлекаем внешних поставщиков».
Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв») уверяет, что благодаря комбинированному подходу компании удается закрыть потребности по всему спектру требуемых экспертиз и при этом обеспечить оптимальную стоимость услуг.
«Конечно, мы привлекаем специализированные компании для оказания услуг по непрофильным для нас бизнес-процессам».
Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics) рассказывает, что его компания сотрудничает с бухгалтерской и аудиторской компаниями, а для развития ряда направлений периодически пользуется услугами кол-центров. При необходимости отгрузок в удаленные регионы РФ привлекаются логистические фирмы, а когда не хватает мощностей собственного склада, арендуются сторонние. «Кроме того, мы прибегаем к услугам подрядных организаций при выполнении комплексных проектов на непрофильных для нас направлениях», – уточняет г-н Андреев. Подобный подход позволяет глубже сосредоточиться на основной сфере деятельности, полагает он.
«Мы используем модель кооперации. Например, наши постоянные партнеры помогают нам с конструированием и производством механических компонентов в проектах по построению мехатронных комплексов».
«Мы пользуемся аутсорсинговыми услугами в части непрофильных функций – клининга, общепита, в транспортных перевозках, доставке корреспонденции, грузов и пр.».
«Аутсорсер на собственном примере понимает ценность его модели бизнеса. И в целом сейчас довольно сложно представить бизнес, способный обойтись без внешних исполнителей неключевых функций».
По словам Олега КОНОВАЛОВА («Онланта»), в его компании нет транспортной службы и вся логистика лежит на внешних подрядчиках. «При этом складские помещения у нас свои», – подчеркивает он. Кроме того, услугами внешних агентств пользуются маркетинг и кадровый отдел. Часть внутренней разработки компании также отдана на аутсорс. «Мы давно для себя сделали вывод, что, работая в партнерстве, можно добиться куда более качественных результатов в бизнесе», – поясняет г-н Коновалов.
«Мы являемся так называемым MSSP – Managed Security Services Provider – и в основном предоставляем сервисы по безопасности. Тем не менее также пользуемся внешними сервисами по обеспечению безопасности, например такими, как источники информации об индикаторах компрометации».
«Мы не пользуемся услугами внешних IT-подрядчиков».
Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com) утверждает, что собственный штат технических специалистов и сервисных инженеров его компании позволяет полностью закрывать внутренние потребности в обслуживании IT-инфраструктуры и транслировать аналогичный уровень сервиса клиентам.
Источник: статья на IT-World
«Можно получить обратный результат, если недостаточно ответственно подойти к выбору аутсорсера или управлению им».