GlobalCIO: Расцвет систем класса Enterprise Architecture: почему именно сейчас пришло их время?

Илья Кравчук, руководитель функциональной практики «Архитектура предприятия» компании «Рексофт»Большинству компаний, которые развивают собственные продукты в области управления корпоративной архитектурой, уже более десятка лет. Но только сейчас актуальность систем Enterprise Architecture стала расти. Илья Кравчук, руководитель центра компетенции «Архитектура предприятия» компании «Рексофт», объясняет, с чем связан интерес к подобным системам.

Если посмотреть на даты появления информационных систем, которые относятся к этой области, то можно обратить внимание, что многие известные вендоры, специализирующиеся на инструментах управления корпоративной архитектурой, появились совсем не вчера:

  • MEGA HOPEX (год основания – 1991)
  • Alfabet (год основания – 1997)
  • Abacus (год основания вендора Avolution – 2001)
  • iServer (год основания вендора Orbus Software – 2004)

То есть некоторые компании существуют уже несколько десятилетий! Но в нашей стране интерес к подобным системам начал приобретать рыночный характер все-таки не так давно. На мой взгляд, он обусловлен действительно объективными причинами.

1. Разбираемся с накопленным ИТ-багажом

Найти крупное или среднее предприятие без целого багажа ИТ-систем сегодня практически невозможно. Более того, часто это накопленный багаж, созданный другими командами, под руководством других людей, да еще на основе уже неактуальных бизнес-требований. И как бы то ни было, каждая из них несет не только бизнес-ценность, но и затраты на эксплуатацию, поддержку, порой немалые лицензионные отчисления, зарплаты сотрудникам, обслуживающим эти активы. И так по каждой из систем. У нового ИТ-руководителя (или, например, после покупки актива) встает закономерный вопрос – а все ли нам в этом ИТ-багаже нужно? Для конструктивного ответа необходима ревизия ИТ-активов, чтобы выяснить, от каких из систем можно отказаться и каким образом это можно сделать корректно. Системы класса Enterprise Architecture именно для этого предназначены. Это одна из их ключевых функций (см. предыдущий материал «Что такое класс систем Enterprise Architecture и каковы их функциональные возможности?»).

2. Сокращаем TimetoMarket

Современная экономика – это экономика потребителя и сервисов. Сейчас на рынке лидером становится тот, у кого показатель Time-to-Market для новых продуктов минимален. Данная метрика достаточно сильно зависит от ИТ-технологий. Если в ИТ-ландшафте есть устаревшие технологии, то мы должны постепенно вывести их из обращения, заменить на то, что позволит выдерживать конкуренцию по оперативности разработки и выведению на рынок новых продуктов и сервисов. Системы класса Enterprise Architecture помогут обнаружить болевые технологические точки для ключевых бизнес-процессов и все зависимости, связанные с ними.

3. Выполняем требования регуляторов

Мир не стоит на месте. На любой бизнес влияют внешние факторы, например, изменяющаяся нормативная база и требования регуляторов (ФАС, ЦБ, Роскомнадзор и пр.). Новое законодательство всегда приводит к изменениям бизнес-архитектуры, под которые должна оперативно подстраиваться и ИТ-архитектура. Приведу реальный пример. ЦБ РФ утвердил требования к системе управления операционным риском в кредитных организациях (Положение ЦБ РФ № 716-П от 08.04.2020). Согласно ему с 01.01.2022 банки должны будут сформировать перечень процессов с указанием информационных систем, обеспечивающих функционирование соответствующих процессов, в том числе обработку и хранение информации. Оценка соответствия кредитных организаций требованиям указанного положения будет осуществляться Банком России. Внедрение системы класса Enterprise Architecture обеспечит оперативную подготовку целого набора каталогов и отчетов в любом разрезе, необходимых регулятору.

А вот еще более глобальный пример. Все знают о европейских требованиях GDPR, которые вступили в силу в мае 2018 года. За невыполнение требований GDPR на организацию может быть наложен штраф в размере до 20 млн. евро или 4% от годового оборота компании за предыдущий финансовый год в зависимости от того, что больше. Хорошо известны кейсы, когда были оштрафованы такие компании как: Marriott – на 110 млн. евро, British Airways – на 204 млн. евро.

Для того, чтобы не попасть на штрафы, компании обязаны регулярно отчитываться перед властями о том, как они структурируют и хранят персональные данные граждан. Инструмент Enterprise Architecture позволяет структурировать, моделировать и контролировать то, как в организации построена работа с данными, для которых «выделен» целый домен – Архитектура данных.

Уверен, что скоро в том или ином виде российский бизнес ждет регулирование в сфере контроля данных и архитектуры, и надо быть готовыми к ним.

4. Следим за системностью изменений

Согласно международному исследованию MIT Center for Digital Business, максимально быстро наращивают доходы предприятия, использующие самые современные технологии. Однако, если такие компании не систематизируют управление изменениями, то у них происходит снижение темпов роста прибыли по сравнению со среднерыночным. Наиболее же устойчивы и прибыльны те организации, которые системно занимаются управлением цифровой трансформацией. Вывод один – при моде на цифровые инновации (если вы играете на длинной дистанции) важно помнить о системности изменений. А в этом нет лучше помощника, чем практика и системы Enterprise Architecture, заточенные на качественное планирование любых бизнес-изменений.

5. Соблюдаем целостность и баланс обширной проектной деятельности

Большинство глобальных технологических инвестиций на предприятиях проходят в рамках проектного управления. В рамках любого проекта существуют свои KPI, заточенные на оценку эффективности конкретного проекта. Именно за ними следит команда проекта, от этого зависит ее успешность. Но кто из нас не сталкивался с ситуацией: проект выполнен изумительно, а показатели организации в целом просели? Проектное управление дискретно по определению, мы же сейчас работаем в состоянии постоянных изменений. Если при реализации проекта не использовать методы и системы Enterprise Architecture, то трудно соблюсти баланс между проектами и инвестициями в каждый и при этом получить максимальную выгоду для предприятия в целом. Архитектурный анализ, участие корпоративных архитекторов при подготовке проектных решений не позволят какому-либо из проектов оттянуть на себя максимум ресурсов.

6. Сглаживаем разрывы в понимании разных практик и департаментов

Существуют два типа современных организаций. Одни делают ставку на креативность бизнес-подхода: новые технологии, геймификацию, маркетинговые новации. Вторые — работают в более привычном плановом подходе, они ведут свой бизнес согласно принципам Майкла Портера. Например, «Рексофт», занимающийся разработкой заказного ПО, как раз из вторых. Если создание ИТ-систем – это поток, работать по-другому очень непросто. Компаний с принципами креативного и интуитивного подхода становится все больше. Это влияет на то, что изменения в их бизнес-архитектуре приводят к разрыву между стратегией и возможностями ее реализации. «Традиционные» подразделения не понимают идей «инноваторов». Enterprise Architecture – это прежде всего практика об управлении взаимосвязями, которая позволяет снизить нарастающие разрывы, в том числе коммуникационные. Она позволяет с помощью своих инструментов (о которых речь пойдет в следующих материалах) показать цели, задачи, функции, процессы, системы, технологии и карты развития для тех или иных трансформаций. Как ни странно это звучит, но Enterprise Architecture во многом про правильность коммуникаций и выстраивание верных маршрутов изменений.

В следующем материале мы рассмотрим вопрос, а нужна ли предприятию отдельная архитектурная практика? Составим своеобразный чек-лист.

 

ЕЩЕ НОВОСТИ