Ozon вышел на внешние рынки и привлек 1,27 млрд долларов в прошлом году, это одно из самых успешных IPO.
Это значит, что наш рынок конкурентен. Однако, если на наши компании посмотреть извне, то мы не очень большие и не очень успешные. Это связано с тем, что российский рынок крайне мал по сравнению с рынком глобальным. Границы — это для паспорта, конкуренция капитала не имеет никакого отношения. Надо себя сравнивать не друг с другом, а с глобальным миром. В какой-то момент на рынок приходит другой игрок и захватывает нас. Чтобы с ними успешно конкурировать, нужно правильно выстраивать конкуренцию внутри. Не надо растить национальных чемпионов.
Владимир Правдивый, генеральный директор, Авито:
Ключевой проблемой развития российского сектора IТ тем не менее был и остается дефицит квалифицированных кадров и недостаточный уровень ИТ-образования.
Несмотря на большой прием на профильные специальности качество подготовки профильных специалистов в российских ВУЗах не отвечает запросам компаний. Высшее образование сейчас не успевает за темпом развития IT-индустрии. Технологии ушли вперёд, а образовательная программа застряла в середине прошлого века. В этой связи бизнесу важно активнее вовлекаться в обучение кадров, привлекать к оценке качества подготовки специалистов в вузах и к обсуждению приема на профильные дисциплины. Одновременно стоит поддерживать центры подготовки кадров на базе IT-компаний, быстрее реагирующие на требования рынка.
Алексей Гореславский, АНО «Диалог»:
Вопрос кадров является крайне актуальным, и необходимо стимулировать развитие кадров для ИТ.
Один из инструментов — проведение различных отраслевых и профессиональных конкурсов, например конкурс “Цифровой прорыв” или “Лидеры интернет-коммуникаций”. Эти мероприятия задают новые планки и раскрывают таланты. Именно челлендж, горящие идеей глаза и умы должны стать двигателем развития кадрового потенциала нашей страны.
Готовы ли гос.корпорации и институты поддержки к роли «ледокола» в эффективном выходе российских ИТ компаний на глобальный ИТ-рынок
Кирилл Меньшов, Старший вице-президент по информационным технологиям, Ростелеком:
Я хотел бы поблагодарить государство — как госкомпания мы чувствуем мощную поддержку.
Я предлагаю подумать о том, что всё-таки рынок имеет определённый размер, он в разы меньше, чем хотелось бы. Может быть не раздавать “всем сестрам по серьгам”, а выбрать тех, кто имеет хорошие перспективы, и сконцентрировано поддержать. Может быть стоит субсидировать успешные компании, и не в тех областях, где мы и так хороши, например, в информационной безопасности, а в современных прорывных областях.
Антон Думин, Директор дирекции информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций, ПАО «Газпром нефть»
Что касается нас, как потребителей, как корпорацию с госучастием, здесь важный есть аспект поддержки от государства и то, как государство регулирует поддержку ИТ-технологий.
Для нас очень важно иметь доступ ко всем передовым технологиям, которые мы готовы не только использовать, но и самостоятельно развивать. Сегодня необходимо смотреть на те ниши, где еще требуется развитие, гле нужно развивать компетенции и собственные продукты.
Артем Сычев, первый заместитель директора Департамента информационной безопасности, Банк России:
Банк России много сил вкладывает в развитие независимых ИТ-сервисов, и важно, чтобы эти сервисы воспринимались не как навязанные, а как сервисы, доступ к которым осуществлялся вне зависимости от размера бизнеса.
Для того, чтобы и дальше развивать цифровые сервисы, в частности, в банковском секторе, нам нужны квалифицированные кадры. Кадры — это огромнейшая проблема, которая заключается не столько в поиске, сколько в воспитании. Эта проблема не решается в один шаг. Должны быть ориентиры, профессиональные стандарты, они должны быть поддержаны не только со стороны финансовых организаций, но и со стороны ИТ-компаний. Очень важен обмен опытом представителей ИТ-компаний со студентами, мы тоже стараемся это делать.
Елена Ивашенцева, Baring Vostok Capital Partners:
Мы считаем, что национальные чемпионы — это компании, которые прежде всего заинтересованы в своем развитие на российском рынке и которые здесь работают, а кто дает финансовые инвестиции — это вопрос вторичный.
Хотелось бы максимально избегать законодательных “сюрпризов” и строить диалог. Мы видим себя как платформа для диалога по будущим законодательным инициативам и по регуляторным вопросам. Хотелось бы, чтобы была справедливость, мы все за конкуренцию и с западными компаниями, но очень часто получается, что российские компании регулируются сильнее чем западные.
Далее слово было передано экспертам, присутствовавшим на ИТ-завтраке.
Антон Шингарев, директор по корпоративным отношениям Яндекс:
Есть три кластера проблем. Первое — всё, что касается локализации данных, когда мы выходим в новые страны.
Это значит, что нужно строить архитектуру, которая позволит это делать. Второе — вопросы относительно прозрачности и безопасности продукта. Третье — важность прозрачного и понятного корпоративного управления: как компания структурируется и управляется. Если компании хотят быть успешными, им нужно помнить про эти три вещи.
Дмитрий Дырмовский, генеральный директор ЦРТ:
Сегодня отрасль чувствует острую потребность в кадрах: очень трудно найти новых программистов и разработчиков.
Еще одна проблема не только отрасли, но и государства — это цифровая безграмотность. Необходимо образовывать население, повышать уровень цифровой грамотности.
Весь мир в IT строится вокруг партнёрства, ритейл также уходит в партнерские решения. Сегодня необходимо наращивать знания партнера о продукте, обучать, евангелизировать продукты и решения, чтобы партнеры чувствовали свою роль.
Александр Егоров, генеральный директор Рексофт:
Во всех областях экономики создаются крупные платформы.
Важнейшим вопросом в этом ключе является создание межведомственного координирующего собщества, некого «архетиктурного офиса», который бы разрабатывал единые стандарты нормативно-справочной информации, принципов передачи данных для всех них.
Дмитрий Шушкин, генеральный директор ABBYY
Не стоит давать госденьги компаниям без глобальных амбиций. Рынок ПО РФ <1% от мирового.
За эти копейки никогда не сделать лучшие в мире решения и не удержать программистов. При этом можно и нужно продолжать растить внутренний рынок спросом на цифровизацию, он объективно может быть 2%-3% мирового при формировании устойчивого, а не разового «для галочки» спроса и культуры инноваций.
Илья Курмышев, Директор Образовательного бизнеса, Группа Актион-МЦФЭР:
Опираясь на успех на российском рынке, мы уже 15 лет активно работаем в нескольких странах СНГ, продвигая двуязычные системы, получаем на них экспортную выручку более $15 млн. (около 130 тыс. компаний-пользователей).
Регион дальнейшего продвижения — прежде всего Юго-Восточная Азия (прорабатываем возможности по Вьетнаму и некоторым другим странам). При анализе потенциала для нас важна оценка структуры экономики – наличие большой прослойки среднего и средне-крупного бизнеса (пользователи таких систем). Второй важный фактор – конкурентная среда. Мы ищем новые, быстрорастущие рынки (экономики), где наши американские, канадские конкуренты еще не успели «укорениться» и опережаем их в захвате этих рынков. Особенность именно нашего сегмента, связанная с опорой на нормативную базу и другой экспертный контент, создает определенную привязку к языковой среде и правовому полю. Это и плюс, и минус для нас при развитии на глобальном рынке. Большие стартовые издержки при выходе на новый рынок, но в то же время и существенный порог входа для новых конкурентов. При этом мы научились адаптировать наши алгоритмы к новым языкам и источникам данных, поэтому планируем активную экспансию. Главное – нашли бизнес-модель, при которой выход на новый страновой рынок обеспечивает быстрый выход в прибыль.
С заключительным словом выступил Александр Хинштейн, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы РФ:
Сегодня в ходе ИТ-завтрака прозвучало множество важных отраслевых вопросов, проблем. Например, проблема с валютным контролем.
Мы посмотрим, как можно это решить, по крайней мере в части ИТ-компаний. Также была поднята тема образования, которая имеет много подтем. Есть 4 ВУЗа, подведомственных Минцифре, каждый охватывает большую территорию. Я предлагаю подумать о координации вашей работы совместно с этими отраслевыми вузами. Мы работаем уже над профильными кафедрами: рассчитываем, что в Самаре кафедра Ростелекома заработает. Есть тема цифровой образовательной среды, общество до конца не понимает, что это такое, есть вопрос цифровой гигиены, грамотности, чтобы обучать детей, как избегать рисков, которые несет в себе сеть, отрасль могла бы принимать в этом участие.
Информационная безопасность — тоже важнейшая тема, у нас тут есть приоритеты, нужно выбирать для себя те сегменты, где у нас есть конкурентное преимущество. Нужно сделать так, чтобы не только российские компании выполняли требования нашего законодательства, но и иностранные компании. Несмотря на свободу рынка, государство должно в приоритетном порядке поддерживать свою отрасль. Если мы директивно обяжем всех пользоваться отечественными разработками, к хорошему это не приведет.
ИТ-преступность становится трансграничной. Анонсируя работу последних недель Государственной Думы, надеюсь, удастся принять норму об антифроде, которая позволяет изменить технологию с подменными номерами, и закон о приземлении.
Также итоги ИТ-завтрака подвёл Максут Шадаев, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Для нас сегодня существует пять приоритетов.
Первое — кадры, нужно на порядок увеличить воронку. Второе — создать мощную тягу и стимулировать спрос. Третье — работать над выравниванием условий между российскими и иностранными компаниями. Четвёртое — экспорт. Нужно наращивать экспортный потенциал российских компаний. Пятое — валютный контроль, о котором сегодня многие говорили. Необходимо создать комфортные условия для компаний с учетом их запросов.
Напомним, что уже 10 лет подряд РУССОФТ, РАЭК и РВК организуют и проводят в рамках ПМЭФ субботний “ИТ-завтрак”. Формат весьма популярен и успешен как в среде экспертов, так и в СМИ. За прошедшие годы в рамках ИТ-завтрака обсуждались все проблемы развития онлайн-рынков, софтверных рынков и ИТ-сегментов: от кадровых вопросов для отрасли – до специфики выхода российских ИТ-компаний на международные рынки.