Может ли работодатель помочь сотрудникам в искусстве самопрезентации: Опыт ИТ-компании

Страх публичных выступлений, или глософобия, по распространенности находится на втором месте после страха смерти. Не удивительно, что сложности с самопрезентацией испытывают очень многие сотрудники компаний. Впрочем, те, кто, по их словам, страха публичных выступлений не испытывают, либо не испытывают страхов в принципе (по статистике таких людей не более 1% на планете), либо тщательно это скрывают. Виктория Плужникова, ведущий менеджер по персоналу компании «Рексофт», пытается разобраться, что такое страх публичных выступлений и как компания может помочь вывести искусство самопрезентации на новый уровень.

Откуда берется страх

Любой нормальный человек боится неизвестности, новых условий. Да-да, тот самый, уже набивший оскомину, выход из зоны комфорта. Кроме того, в рамках самопрезентации человек волей-неволей оказывается в состоянии оценки. Довольно рискованного состояния: то, как нас оценивают другие, далеко не всегда совпадает с нашим мнением.

Мозг это чувствует и включает защитный механизм в виде страха. Особенно страхам подвержены перфекционисты – люди, привыкшие все делать идеально. То есть по сути, загоняющие себя в ситуацию собственной оценки и усиливающие этот страх. Также неудачный опыт в прошлом может стать причиной психотравмы и повлиять на усиление страха.

Самый простой способ борьбы со страхом – понять, откуда он взялся, осознать, чего именно мы боимся. Очень помогает в искусстве самопрезентации – четкое понимание того, что я рассказываю и зачем я это делаю.

То есть по сути нужно четко знать, кто есть я – тогда и самопрезентация будет четкой и понятной – поверь в себя, и тебе поверят другие. Также очень рекомендую репетировать – это дает опыт и возможность более четко формулировать мысли. Чем большее количество раз вы расскажете окружающим о себе, тем ярче и уверенней будет ваш рассказ. Одним словом – хорошая подготовка всегда дает достойный результат. А «опыт, сын ошибок трудных», поможет вывести искусство самопрезентации на новый уровень. Чем больше мы выступаем – тем проще нам это дается.

Как компания может помочь сотрудникам

Может ли работодатель помочь сотрудникам в развитии уверенности в себе и в искусстве самопрезентации?

У нас в «Рексофт» есть отличная площадка для публичных выступлений. Раз в неделю, по четвергам, мы проводим конференцию, которую называем ProfIT. Выступить в рамках проекта может абсолютно каждый сотрудник. Единственное условие – тема, с которой выступает спикер, должна быть интересна как минимум 30-ти слушателям. Чаще всего по четвергам звучат технологические выступления, но также мы проводили мероприятия по психологическим тематикам, на темы управления людьми и процессами, а также по вопросам, касающимся саморазвития.

Перед каждым выступлением мы организовываем для спикера закрытый прогон, на котором присутствует HR-специалист, руководитель сотрудника и при необходимости кто-то еще, кто разбирается в теме доклада. Во время прогона мы даем возможность сотруднику прорепетировать, отточить речь и текст, а также получить обратную связь. В большинстве случаев прогонов бывает 2-3, что также помогает наработать дополнительный опыт публичных выступлений. Каждое выступление включает в себя пару слайдов о спикере, то есть помогает в том числе отточить искусство самопрезентации. Очень приятно наблюдать за ростом мастерства коллег после нескольких подобных выступлений.

Кроме того, периодически мы проводим мастер-классы о том, на что именно необходимо обращать внимание при выступлении. И даже выпустили серию статей на ИТ-площадке Habr.com с лайфхаками по подготовке к выступлениям.

Мы в «Рексофт» искренне верим, что навыки самопрезентации – это то, без чего невозможно обойтись как менеджеру по продажам, так и руководителю проекта, и даже разработчику. Потому как грамотно и четко донести свою мысль без владения искусством презентации довольно сложно.

Мы хорошо понимаем, насколько сложно развивать этот навык самостоятельно, особенно ИТ-специалистам, которые часто бывают интровертами и очень скромными людьми. Именно поэтому уделяем особое внимание корректирующей обратной связи и предоставлению возможности практиковать и оттачивать навык.

«Рексофт» понимает, что помогать сотрудникам овладевать искусствам самопрезентации – это выгодно. Уверенность в себе коллег – это залог успеха любой компании. Любой сотрудник без исключения является лицом «Рексофт»: в общении с заказчиками и поставщиками, в соцсетях, в диалогах «на кухне». Каждый из нас создает отношение к бренду компании, даже не осознавая этого – уже хотя бы просто потому, что в нашей трудовой книжке написано «Рексофт». И чем увереннее человек будет рассказывать о себе, о своих достижениях, о проектах и процессах, над которыми он работает, тем крепче будет бренд.

Сложности с самопрезентацией берутся из:

  • неизвестности;
  • выхода из зоны комфорта;
  • состояния оценки;
  • перфекционизма;
  • психотравмы из-за неудачного опыта.

Что помогает бороться со страхами:

  • осознание причины страха;
  • осознание цели самопрезентации;
  • знание фактуры;
  • подготовка и репетиции;
  • опыт.

Как компания может помочь в овладении искусством самопрезентации:

  • дать теоретические и практические знания;
  • дать площадку для опыта;
  • давать регулярную обратную связь.

Важно помнить, что любой навык можно развить, а любым искусством можно овладеть, было бы желание. Любой страх можно побороть. Ведь смелость – это не отсутствие страха, это умение посмотреть страху в лицо и осознанно пойти на риск. Ну а компания-работодатель при вложении минимальных усилий может существенно поддержать своих сотрудников в развитии искусства самопрезентации.

Читать на VC.ru

ЕЩЕ НОВОСТИ

Меню