Сделано в России: IT-компании и торговые сети о ведущих технологиях в ритейле

AR, VR, AI, BigData, облачные платформы и другие технологии давно вышли за границу наших представлений и теперь как никогда активно внедряются во все сферы жизни и отрасли. Едва ли не главным «полигоном» для тестирования IT-возможностей стал бизнес, который стремится автоматизировать процессы, оптимизировать труд сотрудников и предугадать клиентский запрос.

Безусловно, большой разгон внедрению технологий в бизнес-процессы дала пандемия, которая стремительно поменяла привычки покупателей. Теперь практически каждый житель большого города ожидает не только быстрого, качественного, но и креативного, вовлекающего сервиса даже от «магазинов у дома».

Чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, все глубже внедрять инновационные технологии стали и торговые сети. Редакция «Сделано в России» поговорила с ведущими российскими компаниями-разработчиками IT-решений для бизнеса и представителями ритейла, чтобы узнать, какие технологии сегодня входят в топ запросов торговых сетей, зачем их внедрять и для кого они релевантны.

Тенденции

Вице-президент GMCS Сергей Осипов рассказал редакции, что сегодня ритейлом востребованы как классические инструменты автоматизации, например, роботизация ряда рутинных бизнес и HR-процессов, так и специализированные решения вроде видеоаналитики и компьютерного зрения. Широта применения технологий зависит от масштабов и «технологической зрелости» торговой сети, пояснил эксперт.

По его словам, технологии помогают ритейлу решать задачи, связанные с прогнозированием промо-акций и спроса на товары, оптимизацией ценообразования, управлением закупками, поставками и персоналом.

«Сегодня, пожалуй, сложно найти в российском ритейле компанию, которая не использовала бы те или иные IT-инструменты. Уровень проникновения технологий в ритейл один из самых высоких в сравнении с другими отраслями», – рассказал Осипов.

По мнению руководителя направления цифровых продуктов компании «Рексофт» (является участником «Сделано в России») Татьяны Ежовой, очевидным технологическим трендом прошлого и 2021 года стало создание экосистем.

«Получение максимума услуг через одну точку входа в экосистему – устойчивый тренд на ближайшее время. Мы ожидаем выхода новых игроков на этот рынок», – поделилась Ежова.

Помимо этого, по ее словам, технологии в ритейле внедряют для оптимизации логистики и клиентской доставки, повышения качества управления закупками, поставками товаров и для контроля заполняемости полок в магазинах.

Еще один прослеживаемый тренд – развитие проектов in store – расширение функций продающих приложений ритейлеров для оффлайн-магазинов. Это применение таких сервисов, как биометрическая оплата, навигация по магазину, игровые элементы для покупателей с использованием AR и VR-технологий и персонализированные приложения.

«Проекты AI и BigData уже «must have» для многих подразделений ритейлеров: маркетинга, лояльности, закупок и других. Несмотря на некоторую переоцененность, количество таких проектов вряд ли уменьшится», – подчеркнула Ежова.

В аналитическом агентстве Data Insight поделились, что тяга к технологиям обусловлена одновременно растущей конкуренцией между сетями, оффлайн и онлайн-магазинами, повышением стоимости на сотрудников и ручной труд, а порой и просто нехваткой персонала.

Для обеспечения собственной конкурентоспособности ритейлер просто обязан следовать трендам рынка и быстро меняющимся потребностям покупателей, подчеркнул директор по развитию бизнеса в ритейле «КРОК» Дмитрий Смирнов. «В связи с этим особую остроту принимает вопрос о скорости обеспечения бизнеса и покупателя нужными инструментами», – отмечает он.

Так, по его словам, возрастает интерес к автоматизации конвейера разработки, а также микросервисам для того, чтобы обеспечить жизненный цикл бизнес-функций.

Подстегивает интерес к технологиям в том числе и введение обязательной маркировки товаров до 2024 года. «Расширение спектра маркируемых товаров, а также законодательно определённые сроки обязательной маркировки заставляют ритейлеров и логистических операторов ускоренно внедрять соответствующие системы и модернизировать уже имеющиеся», – поделился Смирнов.

Эффект COVID-19

По итогам 2020 года рост выручки российских ритейлеров через онлайн-каналы значительно превысил аналогичные показатели традиционных офлайн-магазинов, приводит такие данные вице-премьер GMCS Сергей Осипов.

По его словам, пандемия заставила ритейл провести серьезную инвентаризацию используемых технологий и переосмыслить методы своей работы. Так, например, опрос McKinsey & Company 900 руководителей из всех отраслей по всему миру в июле 2020 года показал, что компании переходили на цифровые решения намного быстрее, чем до пандемии. А согласно данным IBM Retail Индекс в США, пандемия ускорила переход от физических магазинов к цифровым покупкам примерно на пять лет. В результате covid-19 потребитель по-прежнему предпочитает модель «Покупай в Интернете, забирай в магазине» (BOPIS) даже после того, как пик пандемии пошел на убыль, пояснил он.

«В 2020 году к нам начали больше обращаться с запросами внедрения корпоративной системы управления (ERP), миграции на новую версию ПО существующего решения с серьезной доработкой и внедрением новых бизнес-процессов. Все чаще ритейлеры приходят с запросом на облачные решения, поскольку в облаке запускать инновационные продукты и реализовывать новые сценарии обслуживания быстрее», – рассказал он.

По данным «Рексофт», ключевые проекты в пиковый период пандемии были связаны со стабилизацией работы сайтов на фоне растущей нагрузки, оптимизацией логистики и интеграцией с различными агрегаторами и службами доставки, рассказала руководитель направления цифровых продуктов в компании Татьяна Ежова.

Рост спроса розницы на подстройку систем под онлайн-продажи также отмечают в «КРОК». По мнению директора по развитию бизнеса в ритейле Дмитрия Смирнова, ритейлеры, хотя и столкнулись с неготовностью «последней мили», достаточно быстро адаптировались к ситуации.

Риски и проблемы

Несмотря на вариации применения технологий в магазинах, еще далеко не все компании полноценно работают даже в онлайн. Как отметил вице-президент GMCS Сергей Осипов, в основном отстают по уровню инноваций региональные игроки и малый бизнес.

В Data Insight редакции «Сделано в России» пояснили, что для средних сетей разработка собственных технологий обходится слишком дорого, поэтому, как правило, они обращаются к использованию уже готовых технологий. По данным аналитиков агентства, основная сложность, с которой сталкиваются сети сегодня, – это банальная нехватка разработчиков и их стоимость.

«Онлайн-ритейл, а вслед за ним и ритейл, превратился из торговых компаний в технологические – с десятками и сотнями программистов «на борту». Тем самым и так огромный спрос на разработчиков лишь растет. Стоимость разработки, невозможность найти разработчиков очень сильно тормозит развитие ритейла», – считают в агентстве.

Представитель «КРОК» Дмитрий Смирнов считает, что розничная торговля в России – довольно молодая сфера, и поэтому в ней нет унаследованных систем: своя IT-инфраструктура выстраивается только последние 30 лет. Так, например, переход многих ритейлеров на онлайн-модель продаж в пандемию показал, что традиционные логистические модели не готовы к удовлетворению потребности покупателей и быстрой доставке в условиях ограничений, пояснил он. Тем не менее, все это дает российским IT-компаниям и бизнесу возможность вместе опробовать самые нетривиальные и инновационные решения, отмечает он.

«Отсутствие выстроенных бизнес-процессов, с одной стороны, это плюс, потому что дает гибкость и возможность быстро их менять, а заодно и адаптировать IT под их требования. Минус – наш ритейл временами напоминает «бегущих по граблям». Но, в целом, мы в тройке лидеров по автоматизации и применению современных технологий, вместе с США и Китаем, оставив далеко позади Европу», – поделился Смирнов.

Вместе с тем, цифровизация, несмотря на преимущества, неизбежно затрагивает вопросы кибербезопасности. Сегодня не только ритейл, но и сфера продаж и услуг в целом, занимаются активным сбором данных о своих клиентах для повышения качества обслуживания, персонализации предложений. Поэтому информационная безопасность и защита данных также должны быть и оставаться в числе приоритетов, считают эксперты отрасли.

С покупателями Face-to-face

Сегодня потребители ожидают от брендов и розничных продавцов большего, чем когда-либо прежде, отмечает вице-президент GMCS.

«Речь идет не только о качестве, стоимости и прочих характеристиках товаров и услуг, но и исключительном обслуживании. Digital поколение ждет, чтобы покупки были такими же простыми и удобными, как прокрутка ленты в социальных сетях», – заметил Cергей Осипов.

Именно покупатели остаются главной трансформирующей силой отрасли, подчеркивает он.

«Если вас не пугают роботизированные доставщики продуктов – значит скоро вы их увидите на улицах городов вместо курьеров. Тем более, что подобные решения уже есть, и активно тестируются в мире. А «умные» тележки, позволяющие просканировать товар и увидеть общую сумму покупок или даже оплатить их, уже сейчас можно встретить в российских торговых сетях, например, во «ВкусВилле», – пояснил он.

Помимо заданных пандемией задач в части улучшения логистики и управления товарами, ритейлеры все так же будут заинтересованы в технологиях, которые позволят улучшать работу, повышать эффективность и сокращать расходы. В этом им помогут роботизация рутинных складских операций, грамотное управление двором, применение дронов и гибкое управление сотрудниками при помощи машинного обучения, считает представитель «КРОК».

В «Рексофт» прогнозируют, что все больше компаний и торговых сетей начнут прислушиваться к эко-повестке и внедрять цифровые продукты для уменьшения углеродного следа и выхода на устойчивое развитие.

«Уже есть системные тренды на выход банков с концепцией экосистем, включающих услуги ритейла, на рост автоматизации сельского хозяйства, с точки зрения выхода фермеров к покупателю, на рост чисто логистических проектов, обеспечивающих доставку любого груза в любую точку, выход государства с инициативами помощи малообеспеченным гражданам», – перечислила Татьяна Ежова.

В ритейле «Магнит» с редакцией поделились, что поколение Z и поздние миллениалы подстегивают торговые сети внедрять Shoppable Experience для общения с покупателем через соцсети или виртуальные туры, станет больше геймификации как способа развлечь покупателя в ковидные времена. Кроме того, ожидается, что ритейл будет переходить на технологии, снижающие углеродные выбросы, расход воды и электроэнергии и активно использовать альтернативные источники.

Будущее уже здесь

Прогнозы экспертов о будущих трендах на технологии в ритейле, в целом, подтверждаются уже сегодня.

В X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») рассказали редакции «Сделано в России», что запускают собственные возможности для разработки аналитических продуктов и сервисов на основе анализа миллиона единиц данных. Сегодня в Х5 Технологии работают свыше 500 data-специалистов, создана аналитическая платформа больших данных, которая помогает быстро принимать решения, анализируя товары, чеки, поставщиков и контрагентов. Это дает компании возможность снизить значимость человеческого фактора и ускорить принятие решений. Только в 2020 году с помощью специального анализа ритейлер провел 600 исследований и бизнес-опросов.

Большие данные лежат и в основе цифровизации магазинов X5, где применяют алгоритмы распознавания лиц, «умные весы» с автономным определением товара и свежести продуктов, видеонаблюдение за полками и очередями.

Об IT-новшествах с редакцией поделились и в «Магните». Уже сегодня компания реализовывает ряд масштабных проектов в различных направлениях бизнеса. Это, например, кассы-трансформеры, которые работают и как аппараты для самостоятельной оплаты, и как привычные кассы с сотрудником. По оценке «Магнит», они могут сокращать очереди на 13%. На первом этапе 300 касс-трансформеров появятся почти в 130 магазинах «у дома» и «Магнит Косметик».

Также компания пробует «умные» весы, которые автоматически распознают продукт по внешнему виду, освобождая покупателей от необходимости запоминать код товара или искать его в большом перечне весов, и оплату при помощи биометрии. Сегодня компания установила такую систему в ряде магазинов в Москве и Краснодаре. Также тестируются видеоаналитика очередей и технология виртуального тестирования макияжа E-Visage, которая позволяет буквально «примерить» ту или иную косметику на лице, чтобы определиться с покупкой.

Источник: Сделано в России

ЕЩЕ НОВОСТИ

Меню