Компания: SAPеры уходят с поля

30-летняя история SAP в России завершается: немецкий разработчик программного обеспечения прекращает поддержку ИТ-решений. Продукты и услуги SAP использовали более половины из 100 крупнейших по капитализации бизнес-игроков в стране, в том числе «Роснефть», «Газпром», «Росатом» и РЖД.

Разработчики не нашли красной кнопки

2 марта SAP анонсировал паузу в продажах софта в России и Белоруссии, 24 марта объявил об остановке предоставления облачных услуг. Наконец 19 апреля последовало объявление о полном прекращении работы на российском рынке.

Программное обеспечение вендора пользовалось большим спросом в нашей стране. Отчасти это объяснялось требованиями иностранных инвесторов и аудиторов к используемым корпоративным ИТ-инструментам. Многие из крупных клиентов разворачивали решения SAP на собственных вычислительных мощностях, поэтому смогут использовать установленный софт и дальше, но обновляться и поддерживаться ИТ-решения не будут.

«Не существует волшебной красной кнопки, которую SAP могла бы нажать, чтобы эти лицензии на программное обеспечение исчезли с компьютеров», — объяснялся перед западными журналистами финдиректор SAP Лука Мучич за то, что в подсанкционных российских компаниях работают SAP-решения.

Клиентам, использующим облачные сервисы SAP, предложены три варианта действий. «Данные в центрах обработки данных принадлежат клиентам, а не SAP. Поэтому в рамках закрытия облачных сервисов мы предоставили компаниям в России, не находящимся под санкциями, возможность удалить свои данные, выгрузить их или перенести в центр обработки данных за пределами России», — сообщает SAP.

При этом даже в иностранных дата-центрах пользоваться сервисами SAP клиенты смогут только до срока истечения существующей подписки на них.

Альтернатива немцам

В пресс-службе российской SAP «Компании» подтвердили: «Помимо соблюдения санкций, компания также предпринимает последовательные и важные шаги по сворачиванию бизнеса в России». Однако от ответов на другие вопросы корреспондентов издания воздержались. В том числе никак не ответили на вопрос о судьбе сотрудников, работающих в РФ.

По словам председателя правления глобальной SAP Хассо Платтнера, в российском подразделении занято 1300 человек. Некоторым из них, как сказал финдиректор SAP Лука Мучич, предложено работать удаленно на международных проектах концерна, но топ-менеджер подчеркнул, что это «отдельные случаи».

Как сообщил «Компании» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, уход SAP не является окончательным: команда остается, она регистрирует российское юрлицо. Она и компании, ранее работавшие с продуктами SAP, продолжат обслуживать локальный софт, внедренный в крупных российских фирмах.

«Речь идет про очень сложные решения, подобные инсталляции стоят дорого — сотни тысяч долларов, и никто выбрасывать их в моменте не будет», — уверен Эльдар Муртазин.

Директор по разработке прикладного программного обеспечения Центра Компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект» Лоран Акопян призывает не драматизировать излишне решение SAP. «Во-первых, все эти решения — не совсем решения, а последствия решений более высокого порядка, чем те, которые принимаются исходя из нормальных мировых экономических принципов. Во-вторых, мировые рыночные интересы в долгосрочной перспективе всегда побеждают, и все эти ограничения так или иначе, носят временный характер».

Для российских клиентов, по мнению Акопяна, нынешние действия SAP — сильный толчок к самоидентификации отечественных цифровых брендов, которым нужно «вставать и идти на работу». Оно же заставляет бизнес учиться доверять домашним ИТ-разработчикам, решения которых имеют потенциал за 6-9 месяцев стать действительно интересными. «Больнее всего придется очень большим компаниям, которые менее мобильны в перестройке ИТ-инфраструктуры. Но сегодня внутри наших отечественных корпораций много инновационных отделов и структур, и думаю, что временно увеличив бюджет на ИТ на 25-30 процентов, можно за 1,5-2 года значительно усовершенствовать собственный цифровой ландшафт», — рассказал Лоран Акопян.

Российские интеграторы, имеющие внутри обширную экспертизу по SAP-решениям, готовы оказывать альтернативную поддержку тем, кто оставляет ПО немецкого производителя.

«Для многих крупных компаний актуален вопрос поддержки текущего решения из-за отказа в обслуживании западного вендора или потери части команды. Здесь оперативные варианты решения есть. Экспресс-аудит займет от одной недели, разработка плана передачи сервиса — еще неделя, и месяц — на передачу задач по проекту», — подчеркивает руководитель практики цифрового консалтинга «Рексофта» Виталий Баланда.

Трудности перехода

В долгосрочной перспективе у пользователей нет другого выхода, как переходить на иные решения. Это будет долго (минимум от полугода, по экспертной оценке) и в большинстве случаев дорого, так как такое ПО всегда штучный товар.

«Это как ателье по пошиву единичных изделий: нельзя взять из коробки условную замену SAP и просто подключить, всегда требуется настройка под клиента», — отмечает Муртазин.

Виталий Баланда отмечает, что основные сложности миграции связаны прежде всего с тем, как новое решение впишется в существующий ИТ-ландшафт компании, и с тем, насколько его функциональность соответствует прежним требованиям.

Кроме того, замена работающей системы на крупном предприятии связана в том числе с переобучением сотрудников и переносом массива данных.

Импортозамещающие решения, которые есть сейчас на рынке, не смогут заменить все процессы один к одному — придется импровизировать и искать варианты для замены, считает руководитель направления бизнес-решений SimbirSoft Анна Шведова.

«Есть риски, что не получится (во всяком случае, не сразу и не быстро) интегрировать со всем имеющимся у бизнеса программным обеспечением и оборудованием. Так или иначе, потребуется аналитика и кастомизация решений под каждую компанию и ее текущие бизнес-процессы», — отмечает Анна Шведова.

«Если говорить про российских разработчиков — например, 1С уже занимает бОльшую долю, чем SAP, в сегменте ПО для корпоративного сектора. Есть и другие компании, производящие софт иного уровня, а многим бизнесам и не нужны продукты формата SAP или 1С, — подчеркивает Муртазин. — В этом смысле проблемы возникают скорее не у российских клиентов, а у самой SAP, которая, уходя из страны, этот рынок фактически теряет».

По данным корпорации, на российский рынок приходилось всего 1,5% совокупной выручки ИТ-корпорации.

Хроники бизнес-исхода

Кроме SAP об остановке бизнеса в России заявила ИТ-компания Oracle. Третий участник софтверной тройки — Microsoft — остановил продажи, но пока не говорил о прекращении поддержки существующих российских пользователей.

Всего за полтора месяца в России прекратили деятельность около 750 международных компаний. При этом за движением бизнеса внимательно следят как внутри страны, так и за ее пределами. Например, профессор Йельского университета Джеффри Зонненфельд ведет учет тех, кто ушел и кто остался. По его наблюдениям, большинство иностранных игроков ушли или поставили бизнес на паузу. Но он нашел 195 компаний, которые не стали ничего менять в своей работе. К ним Зонненфельд причислил американский химический концерн Koch Industries и ритейлеров французского происхождения — Auchan и Leroy Merlin.

Источник: Компания

Фото: nitpicker / Shutterstock.com

ЕЩЕ НОВОСТИ