Октагон.Медиа: Металлурги идут в разработку

Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) предложила коллегам по отрасли создать консорциум для внедрения ИТ-решений. Совместное предприятие сформулирует единые требования к софту и будет курировать его разработку. Инвестиции в проект планируются миллиардные. Однако участники ИТ-рынка указывают на возможные проблемы: сложности с поиском компетентных специалистов и отсутствие конкурентной среды могут негативно повлиять на качество выпускаемого ПО.

О планах по созданию отраслевого консорциума для совместной разработки специализированного программного обеспечения представители УГМК рассказали на конференции «УГМК-ТЕХНО – UMMC-ТЕСН». В компании сообщили, что горно-металлургические и коммуникационные предприятия идею поддержали.

«Планируется, что на первом этапе будет проведён комплексный анализ существующих программных решений, сформулированы единые требования участников рынка к софту, составлена дорожная карта разработки программных продуктов, адаптированных к реалиям отечественной горнодобывающей промышленности», – отметили в УГМК.

Для этого создадут совместное предприятие, которое будет курировать разработку программного обеспечения. Уточняется, что переговоры об этом уже ведут «Северсталь», УГМК, Highland Gold. Возможным основным ИТ-партнёром назвали «Ростелеком». Координируют работу российские экс-партнёры McKinsey. Проект также поддержали Фонд «Сколково» и Минцифры РФ.

Объём инвестиций в проект в течение трёх лет может превысить несколько миллиардов рублей.

УГМК уже создала для проекта новое юрлицо – «УГМК-ИТ». Уставной капитал фирмы – 100 тыс. рублей, пока она полностью принадлежит уральскому предприятию. Судя по всему, эта компания должна заняться формированием консолидированного техзадания для отраслевого софта и выступить его интегратором. Однако более подробной информации о её работе нет – в УГМК и «Ростелекоме» отказались от дальнейших комментариев, в «Северстали» и Highland Gold не ответили на запросы «Октагон.Урал».

Историческая импортозависимость

Свою роль в принятии подобного решения могла сыграть высокая зависимость предприятий от зарубежных ИТ-решений. Горно-металлургическая отрасль – одна из самых инновационных в России в части внедрения ИТ-технологий, отмечают представители компаний – членов ассоциации «Руссофт». Горные металлурги имеют опыт анализа больших данных, создания имитационных моделей и 3D-проектов, внедряют модели машинного обучения в реальном времени, точные системы позиционирования, горно-геологические и другие информационные системы для интернета вещей, отметил гендиректор iPavlov, исполнительный директор научно-исследовательского центра «Швабе» в МФТИ, директор по разработке прикладного программного обеспечения Центра компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект» Лоран Акопян.

При этом, по оценке директора департамента горнодобывающих решений компании «Рексофт» Дмитрия Карамышева, сейчас самые крупные игроки горнодобывающей отрасли имеют порядка 90 процентов иностранного ПО класса ERP (для управления финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчётностью, производством и персоналом) и порядка 45 процентов MES-систем (для управления производственными процессами).

– В основном это использование решений SAP, созданных специально для предприятий металлургии и горной добычи, а также решения Oracle. Внедрения SAP начинались с середины 2000-х годов, и в последние три-четыре года активно шли проекты по переходу на облачные решения вендора, – рассказала «Октагон.Урал» директор по развитию бизнеса корпоративных приложений и разработки программного обеспечения ICL Soft Лилия Сахипова.

Но речь идёт не только о SAP и Oracle. Предприятия разворачивали большое количество дорогостоящего ПО в плотном сотрудничестве с такими международными технологическими гигантами, как Honeywell, Schneider Electric, Micromine, Geovia, добавил Акопян.

Дефицит

Разумеется, с уходом международных вендоров цифровизация, призванная сократить операционные затраты и повысить эффективность горной добычи, сильно затруднилась.

– С приостановкой работы в России иностранных вендоров (SAP, IBM, Schneider Electric, Siemens, Hexagon, Wenco, Modular Mining, Micromine, Dassault Systemes) возникла проблема с обновлением и поддержкой текущего ПО, а также встал вопрос о дальнейшем развитии этих систем на нашем рынке, – сообщил Дмитрий Карамышев.

Проредившийся за счёт оттока участников рынок не единственная проблема: сказываются низкий объём инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и резкий спад в тяжёлом машиностроении, считает Лилия Сахипова. Из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства и промышленности российские исследовательские и проектные металлургические институты не в состоянии конкурировать с зарубежными.

На сайте ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» опубликован список аналогов продуктов, прекративших поддержку российских пользователей или отключивших их. Но он недостаточен, сходятся во мнении участники ИТ-рынка. Например, в перечне отсутствуют специализированные MES-системы.

Уровень российского ПО часто качественно уступает зарубежному, соглашается Дмитрий Карамышев. За последние 10 лет в ИТ горнодобывающей отрасли появилось множество решений от российских команд. Они закрывают ряд переделов, но нет компании, которая способна закрыть набором своих продуктов все потребности предприятия.

– Сейчас, чтобы покрыть отечественными решениями всю инфраструктуру, зачастую привлекают от трёх до 10 разработчиков решений, которым необходимо интегрироваться друг с другом и подбирать нужный стек технологий. Это доставляет трудностей, которые для заказчиков выливаются в высокую стоимость и затяжные сроки внедрения, – отметил Карамышев.

Поиск альтернативы

На этом фоне мысли компаний о стратегическом партнёре-разработчике, который будет отвечать за всю цифровую трансформацию предприятия, закономерны. Идею УГМК отраслевые игроки оценили в целом положительно.

Одним из плюсов для разработчиков может стать возможность осуществлять весь технологический цикл создания ПО непосредственно на одном или нескольких якорных предприятиях. Сейчас большинство производственных систем горнодобывающих производств в целях информационной безопасности имеют закрытую архитектуру, данные не отдаются в облачные решения, подчеркнул Дмитрий Карамышев.

– Это доставляет разработчикам ряд неудобств и финансово увеличивает доработку, настройку и тестирование продукта за счёт постоянного нахождения команд разработки на объектах, что приводит практически к вахтенному методу работы, – пояснил эксперт.

Лоран Акопян полагает, что созданные отдельные структуры будут теснее сотрудничать с российскими технологическими и ИТ-компаниями, станут специализированными интеграторами для внедрения программно-аппаратных комплексов.

«Главная трудность этих дочерних структур – в поиске опытных специалистов из отрасли, способных говорить на одном языке с ИТ-поставщиками в таких областях, как обработка больших данных, связь, машинное обучение и системы промышленной автоматизации».

Поиск специалистов – это только одно из препятствий, с которым могут столкнуться авторы инициативы. Чтобы получить ПО, которое закроет потребность нашей промышленности и будет иметь экспортный потенциал, необходимо создать конкурентную среду, подчеркнул Карамышев. Без этого при одном крупном ИТ-интеграторе рынок получит монополию, которую очень просто закрепить нормативными распоряжением.

К тому же в условиях ограниченных ресурсов стоит проанализировать потребность в разработке отраслевых решений для всех основных сфер экономики, где высока зависимость от зарубежных систем, и оценить приоритеты, уверена Лилия Сахипова.

– Создание новых отраслевых ИТ-компаний может быть потребностью не одной отрасли. При этом такие компании нередко уже есть в составе крупных корпораций, – заключила директор по развитию бизнеса корпоративных приложений и разработки программного обеспечения ICL Soft.

Источник: Октагон.Медиа

Фото: Unsplash

ЕЩЕ НОВОСТИ