Российские ведомства с 2023 г. будут отчитываться перед правительством о внедрении решений на основе искусственного интеллекта (ИИ). Это следует из дорожной карты «Развитие высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект» на период до 2030 г.», которую правительство утвердило в конце декабря 2022 г. «Ведомости» ознакомились с копией документа. На проверку ИИ-зрелости ведомств правительство выделит 45 млн руб. до конца 2024 г.
В 2022 г. РАНХиГС, ответственная за сбор и замеры индекса ИИ-зрелости, провела оценку 63 федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), рассказал начальник отдела реализации проектов по цифровой трансформации госуправления и индекса ИИ-зрелости Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Максим Катков. Подробностей о том, какие ведомства оценивались и каковы результаты, он не привел, упомянув лишь то, что по результатам ведомствам присваивалось четыре уровня зрелости: начальный, базовый, прогрессивный и лидерский.
В 2022 г. лидерский уровень был присвоен только Роструду, сказал «Ведомостям» представитель Минэкономики. Прогрессивного уровня достигли ФНС, ФТС и Росгвардия, 28 ФОИВов получили базовый уровень, а начальный – 28 ведомств и три государственных внебюджетных фонда, добавил он.
Центр РАНХиГС разработал методику расчета индекса ИИ-зрелости госорганов в 2022 г. в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ», утвержденного правкомиссией в августе 2020 г. По словам Каткова, в ближайшие месяцы методика оценки будет совершенствоваться.
«Ведомости» также направили запрос в Минцифры.
Сам по себе индекс ИИ-зрелости ФОИВов – полезный инструмент для правительства, рассуждает гендиректор iPavlov Лоран Акопян. В идеале он должен показать степень «автономности» оказания внешних сервисов населению, а также уровень бесшовной интеграции, обмена данными и обработки информации между различными ведомствами. Главная задача использования ИИ в госсекторе – это сокращение затрат на содержание бэк-офиса, который работает с данными, говорит руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева.
Значения индекса будут влиять на выделяемые бюджеты по цифровизации конкретных ФОИВов, отмечает Акопян.
Егор Гиренко, менеджер практики «Стратегия трансформации» «Рексофт Консалтинг», рассуждает:
«Исследование такого рода может быть инструментом при принятии решений об инвестициях в ИИ и грантах, помогая приоритизировать и отслеживать средние и долгосрочные эффекты для каждого ФОИВа и курируемого им сектора экономики. Внедрение ИИ в госорганах также оценивают в США, Великобритании и Германии. Стэнфордский институт ИИ ежегодно выпускает доклад Artificial Intelligence Index со статистикой использования ИИ в госорганах».
ИИ должен применяться для решения конкретных задач, рассуждает гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров. Внедрение методов ИИ для галочки или позиции в рейтинге может нивелировать сам смысл оптимизации процессов с помощью последних достижений науки, считает он.
Тратить деньги на исследование без предмета исследований и институциональной базы «малоосмысленно», добавляет директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин. «Если бы было, например, постановление правительства о том, что каждому госоргану нужно разработать стратегию развития ИИ и отчитаться о внедрении трех проектов, то можно было бы и рейтинг составлять, – говорит он. – А когда требований нет, то сравнивать Минздрав и Фельдъегерскую службу – это профанация за государственные деньги».
Источник: Ведомости
Изображение: Jirsak/Shutterstock.com