Серые лебеди

Как ИТ-компании и Минцифры оценивают риски 2023 года

Российский ИТ-сектор в 2022 году столкнулся сразу с несколькими непредвиденными проблемами, требовавшими экстренных мер реагирования. Но, как отмечают в Минцифры, совместными усилиями ведомства и бизнеса удалось стабилизировать ситуацию на ИТ-рынке и даже сохранить высокие темпы роста. «Известия» выяснили, какие перспективы ждут ИТ-бизнес в 2023 году и что потенциально может сбить его с траектории устойчивого роста.

Сам не плошай

В прошлом году российский ИТ-бизнес столкнулся с множеством проблем: уходом с рынка западных вендоров ПО, ограничениями для установки критических обновлений программ, разрывом логистических цепочек при поставке серверных мощностей, а также углубившимся дефицитом профессиональных кадров. Однако оперативные меры правительства помогли компаниям устоять в непростых условиях, сохранив свой бизнес и наметив новые направления развития. Как сообщал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, число аккредитованных ИТ-компаний в стране выросло до 20 тыс. против 4 тыс. двумя годами ранее.

Реестр российского ПО был расширен включением в него программно-аппаратных комплексов, была запущена программа субсидирования покупки отечественного ПО для малого и среднего бизнеса с объемом финансирования до 2 млрд рублей, а ИТ-специалисты получили возможность переехать в новое жилье по льготной ипотечной ставке.

Как рассказал в беседе с «Известиями» замминистра цифрового развития Максим Паршин, эти и другие меры поддержки помогли сохранить высокие темпы роста. Он отметил, что предварительные данные ФНС уже сейчас показывают рост выручки ИТ-отрасли: за девять месяцев она увеличилась более чем на 20% к тому же периоду прошлого года. Хотя конечные цифры по всему году будут позже, уже сейчас можно ожидать, что российский ИТ-сектор станет одним из лидеров по этому показателю среди других отраслей, уверен замминистра.

«Близкие темпы роста в секторе мы наблюдали и в позапрошлом году, так что фиксируемые нами показатели по отрасли только отчасти можно объяснить уходом некоторых иностранных вендоров и высвобождением целых ниш на рынке программного обеспечения в 2022 году. Поэтому главная заслуга сектора в том, что, несмотря на все сложности в экономике, нам удалось остаться на траектории устойчивого роста. Объем госзакупок сохранился почти в полном объеме, но и со стороны корпоративного сектора продолжает расти спрос именно на российские решения», — отметил Максим Паршин.

Тем не менее сохранение устойчивого роста в отрасли требует постоянной оценки возможных рисков и подготовки бизнеса к ним, особенно в нынешней непростой экономической ситуации. Чтобы оценить возможные риски, их потенциальное влияние на отрасль и варианты страховки от таких проблем, «Известия» опросили специалистов пяти отечественных ИТ-компаний и попросили Минцифры их прокомментировать.

Открытый код и экспертиза

По словам управляющего партнера Novo BI Евгения Непейводы, даже в нынешних условиях некоторые западные вендоры оставляют российским ИТ-компаниям возможность использовать отдельные компоненты их программного обеспечения. Но в то же время остается возможность полной блокировки доступа к ним. Это может стать «серым лебедем» для отечественного рынка ПО.

Оптимальным решением при таком сценарии, по мнению собеседника «Известий», может стать переход на программное обеспечение с открытым исходным кодом. Подобные технологии не нарушают авторских прав разработчиков и позволяют свободно использовать, изучать и улучшать код в зависимости от потребности компании. Но для этого необходима определенная подготовка кадров.

«Вопрос, который предстоит решить, — недостаточное количество кадров с необходимой экспертизой в технологиях с открытым кодом. Такие специалисты раньше были мало востребованы на российском рынке из-за популярности западных технологий. Сейчас потребуется быстро переориентировать большое количество специалистов на технологии с открытым кодом. И эту экспертизу нужно масштабировать в кратчайшие сроки — готовить людей, делиться опытом на уровне государственных институтов и ИТ-корпораций», — объясняет Евгений Непейвода.

В Минцифры «Известиям» рассказали, что в основе 60–70% всех программных продуктов на глобальном рынке лежит открытый код и процент такого ПО постоянно растет. Так что серьезных сложностей при переобучении программистов возникнуть не должно. Сложности доступа к самому открытому коду действительно могут возникнуть, но ведомство уже готовится к такому сценарию.

«Другое дело, что вообще без открытого кода, без доступа к глобальным репозиториям у наших разработчиков возникнут определенные проблемы. Такой риск есть. Поэтому Минцифры занимается созданием национального репозитория открытого кода, а также проводит эксперимент по публикации под открытой лицензией того софта, который разрабатывается за государственные средства. И это действительно важная форма поддержки всей российской ИТ-индустрии», — рассказал «Известиям» Максим Паршин.

Новый вектор иностранной конкуренции

В некоторые из освободившихся рыночных ниш после ухода западных вендоров могут прийти конкуренты из нейтральных или дружественных юрисдикций — азиатских и латиноамериканских, отмечает исполнительный директор ГК «Рексофт» (входит в «Интеррос») Евгения Минеева. При этом они могут прибегнуть к демпингу, отчего российские разработчики и вендоры потеряют ценовую конкурентоспособность и будут вынуждены отдать новым игрокам определенную долю рынка.

В Минцифры отмечают, что в области госзакупок программного обеспечения такого риска не существует. В России уже действует ограничение, благодаря которому любой софт, не включенный в реестр отечественного или разработанный за пределами ЕАЭС, не допускается к госзакупкам.

При этом Россия — одна из немногих стран мира, где практически по всей линейке востребованного софта есть собственные конкурентоспособные разработки, появившиеся на рынке еще до западных санкций. Среди них качественные офисные пакеты, операционные системы, мессенджеры и прочие программные продукты, готовые к такой конкуренции.

Риски в области закупок частного бизнеса в целом более вероятны, чем в области государственного спроса. Но вместе с тем вводить аналогичные ограничения для иностранных конкурентов — значит поставить российские компании в практически монопольное положение, что точно не будет способствовать развитию их продуктов.

«Полностью закрывать рынок мы считаем неправильным, поскольку снижение конкуренции всегда приводит к снижению качества продукта. Сейчас наше ПО сильно само по себе и в конкуренции с игроками из нейтральных или дружественных стран станет еще сильнее. Но при этом определенный набор мер поддержки и ограничений останется: импортные продукты не включены в реестр отечественного ПО, из-за чего они не освобождаются от НДС, не допускаются к госзакупкам или использованию на объектах критической информационной инфраструктуры», — сказал в разговоре с «Известиями» Максим Паршин из Минцифры.

Источник: Известия

Изображение: Shutterstock

ЕЩЕ НОВОСТИ