6 марта 2023 года. «Рексофт Консалтинг» (подразделение трансформационного и стратегического консалтинга в группе «Рексофт») оценил состояние российского потребительского рынка в условиях текущего санкционного давления с конца февраля 2022 года, и сформулировал ключевые направления развития для потребительских брендов.
До конца 2022 г. 8.5% международных компаний покинули российский рынок. Например, такие компании, как H&M и Inditex (сегмент Fashion), Ikea (мебель), McDonald’s и Starbucks (фаст-фуд, кофе), Toyota и Nissan (автомобили), группа LVMH (индустрия роскоши) покинули российский рынок. По ряду категорий наблюдается существенное падение в локальном производстве (например, -67% в легковых автомобилях по итогам 2022 г.). Остановка производств, например, Coca-Cola и Pepsi в России привела к падению натуральных продаж на 10%. Данные факторы в совокупности привели к заметному сужению ассортимента на полках, скорейшее восстановление которого ожидает увидеть более 50% потребителей.
Спрос также сократился на фоне роста цен по большинству категорий, как следствие, потребители сократили свои расходы (до 80% по некоторым категориям товаров). В результате в этих категориях наблюдается существенный рост конкуренции за платёжеспособного потребителя.
Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны сфокусироваться на адаптации цен и ассортимента, а также развитии маркетинговых активностей и клиентского опыта.