Стоит ли заставлять наши фирмы переходить на отечественные сервисы
В Совете Федерации обсудили ситуацию на российском рынке облачных технологий. Участники круглого стола заметили среди прочего, что в безопасные отечественные облака стоит мигрировать в том числе частному бизнесу, который работает с чувствительными для государства и его граждан данными, — многие еще пользуются привычными зарубежными системами. Стоит ли заставлять российские фирмы переходить на отечественные сервисы и готов ли бизнес удовлетворить все потребности пользователей — в материале «Известий».
Как изменился российский рынок
Руководитель направления информационных технологий и цифровизации ЦК НТИ по большим данным МГУ Александр Бирюков отмечает, что за прошлый год произошла сильная структурная перестройка рынка: при росте спроса поставщики сервисов оказались в ситуации, когда поставка аппаратных компонентов стала затруднительной и нестабильной.
— В результате, например, «Яндекс Облако» были вынуждены значительно поднять ставки на свои IaaS-решения еще в первой половине 2022 года, — рассказал он «Известиям». — Многие международные решения всё еще не могут быть заменены в полной мере отечественными.
Руководитель направления облачных продуктов компании «Рексофт» Артем Яговитин указывает, что большинство провайдеров на 90% предоставляют услугу IaaS, что «не является комплексным облачным сервисом, о котором мы говорим, упоминая западные компании». С ним соглашается и Сергей Кузнецов из ITentika, который указывает, что «уровень автоматизации и предоставления сервисов пока остается не очень высоким». Однако это временное явление, полагает он.
Елена Меньшенина считает, что предложение российских компаний не только выросло, но и изменилось качественно. В частности, очень быстро развиваются облачные сервисы и приложения, связанные с решением бизнес-задач. Главным трендом 2022–2023 годов она называет «облако как бизнес-среда» и приводит в пример запуск облачного сервиса «360» «Яндекса», который включает в себя полноценный офисный редактор, почту, мессенджер, а также сервис «Телемост», являющийся полноценной заменой Zoom.
— Такая же ситуация и с бизнес-приложениями — в российских облаках сегодня огромный выбор систем управления ресурсами, CRM, инструментами для цифрового маркетинга и прочего, — полагает она.
Меньшенина добавила, что какие-то уникальные нишевые сервисы за рубежом остались, но в целом нет серьезной проблемы с тем, чтобы заменить иностранный продукт.
Технический директор СКБ «Контур» Артем Прескарьян отмечает, что провайдеры к осени нарастили свои мощности с помощью параллельного импорта. Услуга в прошлом году «выстрелила», говорит он, на фоне сложностей с поддержанием собственных мощностей.
— Наша компания довольно долго не могла преодолеть стереотипы относительно использования сторонних ресурсов, в основном по соображениям безопасности, — говорит он. — Но под давлением обстоятельств мы всё же пересмотрели свою позицию и запустили эксперименты по использованию облаков. Дополнительным стимулом стало отсутствие возможности быстро приобрести физические серверы, тогда как облака возможно получить здесь и сейчас.
Источник: Известия
Фото: Natali _ Mis/Shutterstock.com