Товары российского производства начнут продвигать на отдельных витринах

Розничные сети хотят обязать выделять специальные полки с непродовольственными товарами российского производства.

В Госдуме обсуждают инициативу обязать розничные сети создать полки с отечественными непродовольственными товарами. Как сообщают «Известия», законопроект, вносящий поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», уже подготовлен, но пока не внесён в парламент. В данный момент готовится проект заключения правительства РФ.

Инициатива коснётся непродовольственных товаров. Но в дальнейшем возможно распространение требования и на продовольственную продукцию. Перечень продукции, её долю в объёме товаров данного наименования будет определять уполномоченный орган — вероятно, Роспотребнадзор. Под определение «отечественная продукция» попадут товары, изготовленные производителями РФ, а не международные бренды, которые локализовали заводы на территории страны. Предполагается, что это повысит конкурентоспособность местных производителей.

«Сейчас мы также считаем, что необходимо мягкое государственное вмешательство, чтобы помочь торговым сетям изменить свои подходы в закупочной деятельности, уделяя особое внимание российским брендам», — заявил замминистра Минпромторга Виктор Евтухов, комментируя инициативу.

Требование, согласно документу, будет касаться крупных ретейлеров. Это, как поясняют авторы, обусловлено тем, что сейчас основным каналом сбыта отечественных товаров и так является мелкая розница, поэтому введение специальных квот в таких магазинах избыточно. Кроме того, законопроект не затрагивает монобрендовые сети как специализированный формат торговли.

Большинство ретейлеров, к которым обратился «ДП», отказались комментировать инициативу до принятия закона. Во «ВкусВилле» отметили, что в сети и так более 85% товаров российского производства.

«Практически все непродовольственные товары под брендом “ВкусВилл” — отечественного производства. Со стороны покупателей есть спрос на данные категории продукции. В нашем ассортименте порядка 15% приходится на non–food», — поделилась продакт–менеджер «ВкусВилла» Ирина Колганова.

Директор практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг» Кирилл Малышев считает инициативу интересной, поскольку она должна помочь отечественным производителям открыть для себя новый канал сбыта.

«Сейчас среднее время для ввода нового товара на полки занимает порядка 2–3 месяцев. Кроме того, для производителя представленность в магазинах сетей часто связана с дополнительными инвестициями. Подобная инициатива, возможно, позволит производителям отечественных товаров быстрее расположиться на полках», — рассуждает он.

Эксперт отмечает, что за 2022 год в целом по стране выросла доля собственных торговых марок у продовольственных сетей — до 20%. И ещё значительнее у непродовольственных — до 40%.

«Поэтому новым поставщикам придётся серьёзно конкурировать с продукцией собственных товарных марок. Необходимо будет дополнительно вкладываться в продвижение своего товара, чтобы он был более узнаваем для конечных потребителей», — говорит Малышев.

При этом, по данным Ассоциации экспертов рынка ретейла, в непродуктовых категориях доля иностранной продукции составляет свыше 50%, в лёгкой промышленности — более 80%, в бытовой технике и электронике — свыше 80–90%.

Также стоит заметить, что непродовольственная розница уже больше года показывает отрицательную динамику. Так, по данным Петростата, за первые 2 месяца 2023 года в Петербурге она упала на 20,1% относительно января–февраля 2022–го. В Ленобласти — на 20,7%.

Источник: Деловой Петербург

Фото: Shutterstock

ЕЩЕ НОВОСТИ