Мы с Ираном ходим парой

Рос­сий­ские ИТ-ком­па­нии нач­нут сот­руд­ни­чес­тво с иран­ски­ми в сфе­ре ки­бер­бе­зопас­нос­ти. Соот­ветс­твую­щий ме­моран­дум сто­роны под­пи­сали в Ка­зани на меж­ду­народ­ном эко­номи­чес­ком фо­руме «Рос­сия — Ис­лам­ский мир: Kazanforum 2023».

От российской стороны меморандум подписали разработчик и интегратор сервисов и решений в области цифровой безопасности компания Innostage и ГАУ «ИТ-парк». С иранской стороны — технопарк Ширазского университета и компания в области промышленной кибербезопасности Amn Pajooh Noavaran Fars. Сотрудничество направлено на двусторонний экспорт компетенций, технологий и решений.

«Заключенный меморандум пока описывает лишь общие, ключевые направления будущего сотрудничества. Вместе мы планируем укреплять деловые связи, способствовать продвижению и стимулированию развития и внедрения технологических инвестиционных отношений на рынках РФ и Исламской Республики Иран. Обмен квалифицированными кадрами поможет нам изучать практики реализации технологий и адаптировать программное обеспечение под требования и нужды потенциальных заказчиков», — подчеркнул директор ГАУ «ИТ-парк» Руслан Власов.

«В основу подписанного меморандума легли принципы дружбы и сотрудничества между Россией и Ираном. Нам необходимо усиливать партнерские связи, которые помогут технологическому и экономическому развитию наших стран. Этот меморандум является первым, но очень значительным шагом на пути к укреплению деловых связей и реализации компетенций обеих сторон», — отметил проректор Ширазского университета Мохаммад Хоссейн Шейхи.

Эксперты рынка неоднозначно оценивают новость о подписании меморандума.

Генеральный директор компании, предлагающей услуги по обеспечению информационной безопасности, «Кросс технолоджис» Евгений Чугунов отметил позитивный аспект российско-иранского взаимодействия: «Учитывая современные реалии, межгосударственная кооперация, обмен опытом, а также консолидация бизнеса в сфере кибербезопасности позволят усилить как глобальные, так и локальные позиции каждой из стран — участниц данного меморандума. Несмотря на то что меморандум не является обязывающим документом, он четко демонстрирует приверженность единой политике усиления коммуникаций с дружественными Российской Федерации странами».

Архитектор ИТ-инфраструктуры практики «Стратегия трансформации» компании по разработке стратегий трансформации бизнеса «Рексофт Консалтинг» Александр Черный выделил плюсы для каждой из сторон.

«Иранская компания Amn Pajooh Noavaran Fars специализируется в сфере кибербезопасности и производит продукты информационных технологий, улучшающих безопасность сетевой инфраструктуры как промышленных объектов, так и коммерческих компаний. Аналогичной деятельностью занимается и российская компания Innostage, поэтому обмен наработками, подходами, технологиями может быть полезен каждой из них. Кроме того, наличие местного партнера всегда облегчает выход на рынок страны и процесс локализации. Также все перечисленное будет полезно и технопаркам, как иранскому, так и российскому», — убежден Александр Черный.

Директор по специальным техническим программам сервисной ИТ-компании ICL Services Андрей Крехов считает, что меморандум вызывает больше сомнений, чем оптимизма. «Можно скептически относиться к тому, насколько далеко может пойти развитие торговли между Ираном и Россией, поскольку экономики обеих стран, как братья-близнецы, основаны на сырьевых товарах и производят аналогичные продукты. Несомненно, Иран стремится развивать торговлю, но рассчитывать, что он сможет всерьез помочь российской экономике справиться с санкциями, увы не приходится, а глубокий внутриполитический кризис затрудняет реализацию любых договоренностей с иранским руководством. Реализовать масштабные российские госпроекты в Иране тоже будет непросто. Слабым и проблемным местом остается вопрос рентабельности вложений. Тегеран испытывает нехватку валюты и год от года борется с дефицитом бюджета. Это уже создавало для нас проблемы в прошлом. Если говорить про реальные прогнозы по росту товарооборота, то речь может идти о менее чем 1% от общего объема внешней торговли РФ. Ирану еще очень далеко до показателей таких стран, как Турция, торговля с которой составляет около $30 млрд в год. Иными словами, компенсировать выпадающие из-за западных санкций доходы иранское направление неспособно», — рассуждает Андрей Крехов.

Однако говорить о тесном сотрудничестве пока рано. Юрист, экономист, член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков пояснил, что, с юридической точки зрения, меморандум еще не является документом, регулирующим обязанности сторон. «Как правило, меморандумы имеют в основном декларативное значение, их главная задача — создать первичное взаимное доверие для заключения сделок по направлению меморандума в дальнейшем. Этот документ — следствие мирового раскола: две страны под санкциями стремятся преодолеть изоляцию сотрудничеством», — подытожил Павел Катков.

Источник: ComNews

Фото: Unsplash

ЕЩЕ НОВОСТИ