За счет этого компания сможет сэкономить на контрактах со сторонними заказчиками
Сервис пассажирских перевозок «Челнок» включили в реестр российского ПО, который ведет Минцифры. Разработкой приложения занимается дочерняя IT-компания «Камаза» Kamaz Digital. Соответствующая запись о включении продукта появилась 26 декабря 2023 г.
«Челнок» представляет собой сервис-гибрид общественного транспорта и такси. Он позволяет пассажирам заказывать автобус и оплачивать поездки через приложение и добираться от точки заказа в точку высадки без пересадок, следует из описания на официальном сайте.
Маршруты перевозок генерируются динамически на основе спроса в реальном времени, как и в других агрегаторах такси. Чтобы воспользоваться услугой, нужно ввести адреса точек посадки и высадки, алгоритм проложит пеший маршрут до места подачи, где пассажира заберет водитель такси-автобуса. После посадки водитель соберет остальных попутчиков по маршруту. Для проезда в такси-автобусе достаточно отсканировать QR-код внутри транспортного средства.
Решение состоит из двух мобильных приложений — для пользователя и для водителя, панели управления диспетчера и алгоритмического модуля, говорится на сайте «Челнока». Программа работает на ОС Linux. Сейчас приложение можно скачать в App Store, RuStore и Google Play, убедились «Ведомости».
В декабре 2023 г. «Камаз» в релизе на сайте заявил, что «Челнок» работает в Москве, Московской области и Татарстане, а перевозки составляют до 5000 пассажиров в день. Но на деле сейчас приложение не дает возможности воспользоваться сервисом в Москве и Подмосковье, ближайшей и единственной точкой, куда можно заказать машину, оказались Набережные Челны, где расположены производственные мощности «Камаза». В описании приложения в Google Play также указано, что сервис пока доступен только в районе Новый Город в Набережных Челнах, но компания «работает над запуском услуги в новых городах».
Решение включено в реестр как софт для оформления транспортных перевозок, а также относится к классу геоинформационных и навигационных средств (GIS), указано в карточке в реестре. Правообладатель — ООО «Цифровая платформа Камаз», это дочерняя IT-компания Kamaz Digital. С 2018 г. подразделение обслуживало внутренние задачи холдинга, но в декабре 2023 г. «Камаз» объявил о выходе компании на b2b-рынок. «Компания будет действовать как разработчик ПО, поставщик готовых IT-решений и консультант по цифровой трансформации для промышленных и транспортных компаний», — говорилось в релизе компании.
В портфеле разработок Kamaz Digital кроме сервиса «Челнок» указано более 20 IT-решений, среди которых система оперативного управления производством и транспортом, программно-аппаратный комплекс для отслеживания состояния грузовых автомобилей в реальном времени Kamaz Cloud, софт с компьютерным зрением для повышения качества покраски кузовных деталей, программа для управления автопарком (Fleet Management System), а также сервис корпоративного такси. В 2022 г. выручка Kamaz Digital составила 250 млн руб., а в 2023 г. по плану должна превысить 650 млн руб., сообщала компания в декабре прошлого года.
«Ведомости» направили запрос в «Камаз». Туда же переадресовало запрос Минцифры.
Поскольку команда Kamaz Digital разрабатывает цифровые решения для автомобильной и транспортной промышленности, планы по коммерциализации выпущенного ПО логичны, считает патентный поверенный РФ Борис Герасин. Создатель добавил ПО в реестр с целью освобождения от 20% налога на НДС с его продаж и получения приоритета в госзакупках, полагает юрист. Также компании — разработчики российского ПО могут претендовать на безвозвратный грант от РФРИТ размером до 500 млн руб. на зарплаты сотрудникам, покупку оборудования и другие нужды, напомнил Герасин. В конце ноября 2023 г. Минцифры анонсировало возобновление выдачи грантов с 2024 г., сообщали «Ведомости».
Подобный тип перевозки занимает промежуточное положение между традиционным общественным транспортом и такси, отмечает директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. Это, по сути, пример реализации концепции MaaS (Mobility as a Service), которая является частью проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» в соответствии со стратегией цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 г., подчеркивает она.
Транспорт по запросу может быть полезен везде, где есть спрос на перевозки с оптимальным соотношением цена / скорость подачи и доставки, объясняет Давыдова. Это, по ее словам, особенно актуально в районах с неразвитой маршрутной сетью — например, в отдаленных поселках или в новостройках, где еще не запущен рейсовый общественный транспорт или где он ходит нерегулярно. Также подобные сервисы могут быть востребованы в туристической сфере для групповых трансферов от аэропортов и железнодорожных вокзалов, добавила эксперт.
Модель такси-автобусов может использоваться и в b2b-секторе для перевозки сотрудников компаний, допустил и. о. генерального директора «Сберкоруса» Виталий Тарасов. Такие транспортные средства пригодятся при организации пассажирских перевозок на конференциях, выставках и мероприятиях, привел примеры он. Сервис автобуса-такси может быть востребован и на предприятиях, имеющих значительную площадь или специфику производства: на крупных металлургических и машиностроительных заводах, на производствах, где запрещено свободное перемещение по территории, например связанных с переработкой нефти и газа, а также на крупных стройплощадках, допустил директор департамента перспективных проектов компании «Дататех» Илья Кулаков.
Использование подобных сервисов может позволить предприятиям-заказчикам оптимизировать логистику и повысить удобство передвижения работников, считает руководитель группы разработки департамента горнодобывающих решений компании «Рексофт» Владимир Лебедев. «Камаз» уже имеет опыт в разработке комплексных решений в области перевозок, а также ведет целый трек проектов в области беспилотного транспорта, что говорит о намерении разработчика закрыть целую область решений по управлению транспортом в перспективе, полагает эксперт.
Источник: Ведомости
Изображение: Wright Studio/Shutterstock.com