Подающий надежды: почему Реестр российского ПО должен быть маркетплейсом

За последние годы произошло как минимум два события, которые существенно повлияли на рынок программного обеспечения в стране. Сначала из России ушли крупнейшие зарубежные вендоры. Затем власти анонсировали полный запрет на использование иностранного софта на объектах критической информационной инфраструктуры. Соответствующее постановление вступит в силу уже через год, а именно — 1 января 2025 года.

О ситуации рассуждает Антон Зуевич, старший менеджер практики «Стратегия роста и продаж» «Рексофт Консалтинг».

При этом спрос на отечественные разработки постоянно растет, и компании тратят колоссальное количество времени на поиск, подбор, тестирование и сравнение решений, которые могут подойти для них и по функционалу, и по соответствию законодательству. Компании нуждаются в проверенных данных и объективных оценках ПО, на которые можно было бы ориентироваться. Вопрос настолько актуальный, что бизнес приходит с такими запросами напрямую к главе Минцифры. В потенциале его может решить полноценный маркетплейс российского ПО на базе соответствующего реестра.

Для скачивания пройдите по ссылке

Сегодня в России есть несколько маркетов, например platforms.su, rusoftmarket.ru, RuStore, NashStore и RuMarket с приложениями для Android OS, а также созданный по инициативе Минцифры russoft.ru — портал, который позиционируется как маркетплейс, но это скорее витрина: купить ПО на сайте нельзя. У каждого представленного решения есть отдельная страничка с описанием функционала и ссылкой на сайт компании-разработчика. Уже там можно узнать про условия и тарифы. Однако перед тем, как обзавестись собственной страничкой на официальном ресурсе, создатель продукта должен зарегистрировать его в реестре отечественного ПО, а уже потом подать заявку на добавление на рассмотрение в Russoft.

Рынок понимает, что этот проект — первая попытка создать что-то подобное в стране и такой процесс не может проходить быстро и бесшовно. При этом более логичным выглядит шаг в сторону развития самого реестра российского софта во что-то большее: от конфигуратора до полноценного маркетплейса. Но насколько есть к этому готовность?

Полный каталог

Реестр российского программного обеспечения работает уже восемь лет. За это время в него включили 19 тысяч решений, зарегистрировались более 7000 компаний. В очереди на попадание в список находится еще около 20 тысяч заявлений. Более того, с весны 2023 года правительство разрешило регистрировать в нем и программно-аппаратные комплексы. Все это расширит и сделает более детальной систему учета отечественных разработок.

Создателям ПО, в свою очередь, выгодно включать свои продукты в систему. Попадая туда, правообладатели получают преференции при участии в закупках и возможность рассчитывать на налоговые льготы.

Сегодня реестр по большей части напоминает каталог, который доносит факты и количественные показатели (коллеги по рынку даже сравнивают его с data lake) отечественного программного обеспечения. Уверенности, что весь объем представленных решений покрывает все потребности отраслей и организаций по функционалу и качеству в стране, увы, нет. Это пока инструмент, куда стоит добавить то, что мы привыкли видеть на маркетплейсах, — например, вилку цен, варианты лицензионных условий и возможность покупки (или связи с отделом продаж) без перехода на сторонние ресурсы. Такой подход существенно упростит доступ и ознакомление со всем набором ИТ-разработок страны и сэкономит массу времени для заказчиков.

Продуктовое направление

Полноценный маркетплейс с ПО нужен не только создателям софта. По данным исследований, только в прошлом году российские компании стали в 40 раз чаще закупать программное обеспечение. Кроме того, отмечается, что более половины опрошенных уже несколько лет регулярно пользуются отечественными разработками.

Поэтому реестр ПО при развитии в сторону продукта должен будет бороться за интерес госкомпаний, организаций с госучастием, коммерческих структур и даже физических лиц. В этом смысле оценивать официальный каталог софта нужно и как процесс (включения в него тех или иных ПО и ПАК), и как функцию (регулирующую и стимулирующую развитие отрасли). Также реестр стоит рассматривать как нормативный, опорный документ и как продукт, которым будут пользоваться все заинтересованные стороны.

Продуктовый подход к развитию реестра российского ПО позволит усилить эффекты и ценности для разработчиков, правообладателей и пользователей системы. Необходимо и дальше развивать его экосистему, повышая информированность и вовлеченность рынка, стимулируя диалог, улучшая прозрачность, удобство для создателей софта и пользователей (основных участников платформы).

Для полноценной продуктовой составляющей, помимо цены и возможности покупки ПО непосредственно на платформе, будет полезно внедрить систему рейтингов, а также предоставить отзывы и описания кейсов по использованию того или иного решения. Это поддержит конкуренцию, и в результате мы получим больше качественных продуктов, соответствующих реальным потребностям ИТ-отрасли. А добавление в реестр дополнительных услуг по внедрению ПО и техподдержке расширит функциональность будущей платформы и сделает ее открытой для большего числа компаний. Надо дать возможность пользователям «голосовать рублем» — это поможет естественным образом стимулировать предложение, а также повысит планку качества продуктов.

Кроме того, привлекательность каталога программного обеспечения как маркетплейса вырастет в глазах и разработчиков, и клиентов, если получится минимизировать сроки регистрации решений и включения в каталог. Сегодня эта процедура в среднем занимает до трех месяцев, но в отдельных случаях может доходить и до полугода.

Если власти уделят должное внимание перечисленным выше шагам и будет задан ориентир на рынок и будущих клиентов, реестр сможет стать как никогда близок к тому, чтобы стать масштабной онлайн-платформой по дистрибуции софта. Это придаст новый стимул развитию и поддержке всей ИТ-отрасли.

Источник: ComNews

Изображение: Shutterstock

ЕЩЕ НОВОСТИ