Операторы связи не пожалели об инвестициях в умные города

Ниж­ний Нов­го­род по­лучил в каз­ну 112,8 млн руб. бла­года­ря то­му, что «Ме­гаФон» соз­дал сис­те­му уп­рав­ле­ния плат­ны­ми пар­ков­ка­ми, при этом ка­питаль­ные и опе­рацион­ные рас­хо­ды опе­ратор взял на се­бя. «Рос­те­леком» то­же сде­лал Ниж­ний Нов­го­род ум­нее, ус­та­новив на ули­цах таб­ло, ко­торые по­казы­вают вре­мя ожи­дания ав­то­бусов, так­же из­ба­вив го­род от рас­хо­дов.

Заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков на Евроазиатском ИТ-форуме 21 февраля заявил, что Нижний Новгород, как и другие крупные города, нуждался в системе управления парковочным пространством: «У нас такой проект реализован с ПАО «МегаФон». Всего в Нижнем Новгороде около 6000 парковочных мест. «МегаФон» создал систему управления, с помощью которой можно автоматически оплачивать проезд.

По словам Егора Полякова, CAPEX (капитальные расходы), связанный с оборудованием парковочных пространств, и OPEX (операционные расходы) взял на себя оператор, а город только получает доход от эксплуатации парковками; за 2023 г. бюджет Нижнего Новгорода пополнился на 112,8 млн руб. благодаря проекту платных парковок с учетом среднего тарифа 60 руб. в час.

«МегаФон» выступил оператором системы платных парковок на основании концессионного соглашения с администрацией Нижнего Новгорода, заключенного в 2020 г. на 12 лет.

Документ предусматривает вложения оператора не менее 200 млн руб., также «МегаФон» должен перечислять в бюджет 56% от выручки, но не менее 10 млн руб. ежегодно.

«Для «МегаФона» проект городских парковок не только про бизнес, несмотря на крупные финансовые вложения. Это социальный и инфраструктурный проект. В Нижнем Новгороде функционирует 112 платных парковочных зон. На самых востребованных парковочных зонах на одном парковочном месте за день паркуются до четырех разных машин», — сообщила пресс-служба «МегаФона».

Умные остановки

«Помимо умных парковок, в Нижнем Новгороде есть и умные остановки: ПАО «Ростелеком» установило 334 цифровых табло, которые показывают время ожидания транспорта: город также не несет расходов, CAPEX и OPEX покрывает концессионер. «Ростелеком» несет расходы на эксплуатацию информационных панелей, на которых можно транслировать рекламу», — сообщил Егор Поляков.

По данным «Ростелекома», остановочные павильоны интегрированы с городской системой управления пассажирским транспортом, которая выводит на остановочные табло актуальную информацию о времени прибытия транспорта.

«Ростелеком » на протяжении 15 лет выступает в качестве инвестора региона и интегратора большинства региональных информационных систем. Участие в подобных проектах вызывает интерес не только в части получения дохода, но и получения определенного опыта и наращивания компетенций», — сообщила пресс-служба «Ростелекома».

Можно ли сделать паркинг и остановки еще умнее

Пока время нахождения автомобиля на парковке отслеживают стационарные и мобильные комплексы фото- и видеофиксации. На вопрос корреспондента ComNews, можно ли с помощью технологий искусственного интеллекта улучшить систему платного паркинга, Дмитрий Ракович, директор по развитию ООО «Софтлоджик Рус» (Softlogic), ответил, что производители камер давно создали нейросети достаточной производительности и емкости, чтобы реализовать такой функционал.

Александр Крушинский, директор департамента голосовых цифровых технологий ООО «БСС» (BSS), считает, что в контексте умных парковок и остановок можно применять технологии распознавания речи — они могут дать значительный эффект в улучшении пользовательского опыта и оптимизации управления.

«Водители могут использовать голосовые команды для поиска свободных мест на парковке или для оплаты парковки без необходимости использования физических или электронных устройств. А умные остановки могут быть оснащены системами распознавания речи, которые помогают пассажирам ориентироваться в расписании, предоставляют информацию о маршрутах и рассказывают о ближайших достопримечательностях или услугах», — считает Александр Крушинский.

По его мнению, речевые технологии могут улучшить доступность умных парковок и остановок для людей с ограниченными возможностями здоровья; также голосовые системы могут использоваться для обеспечения безопасности на парковках и остановках, например, чтобы активировать системы наблюдения, вызова помощи в случае чрезвычайной ситуации.

По части применения ИИ для планирования парковок и остановок транспорта Илья Муха, менеджер департамента технологического консалтинга «Рексофт Консалтинг», рассказал о решении для моделирования транспортного потока и расчета оптимальных мест расположения парковок и остановок в новых районах, а также прогнозирования загрузки и ценообразования на существующих — подобная модель применялась при планировании сетей проката велосипедов в Москве при установке в новом районе.

Какие еще решения для умного города предлагают операторы связи

Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs (дочерняя компания ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), сообщил, что сервисы для умного города — одно из направлений для VisionLabs по оплате покупок в магазинах или проезда на транспорте: «В московском транспорте к оплате по биометрии, в основе которой технологии VisionLabs, уже подключилось более 330 тыс. пользователей. Всего они совершили около 92 млн проходов».

«МТС реализовала проекты для умного города и в других регионах. В одном из городов Калужской области МТС оснастила более 70 автобусов интеллектуальными приборами и датчиками, чтобы пассажиры могли бесконтактно оплачивать проезд и ориентироваться по маршруту при помощи голосового и визуального информирования. В 2023 г. городе Рассказово Тамбовской области МТС модернизировала городскую систему цифрового видеонаблюдения, дополнив ее десятком новых камер и оптоволоконной сетью, объединяющей и ранее установленные видеокамеры», — сообщила пресс-служба МТС.

Помимо этого, в Приморском крае МТС реализовала проект по умному видеонаблюдению в более чем 40 общественных пространствах: камеры подсчитывают посетителей парков и скверов, распознают пол, возраст и эмоции людей — с помощью умных камер можно по заданным данным вести поиск людей, например, потерявшихся детей.

Представители ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») не ответили на запрос ComNews.

Финансирование развития умных городов в коллаборации с бизнесом и поиск окупаемой бизнес-модели

Илья Муха объясняет, что когда на этапе разработки решения сложно оценить экономический эффект от внедрения, заказчики перекладывают затраты на пилотирование и внедрение на компании-разработчиков, предоставляя им, в случае успешного запуска, процент от получаемого экономического эффекта.

Из плюсов для компаний, инвестирующих в умные города из собственных средств, Илья Муха выделил гибкость и свободу в реализации инновационных проектов без зависимости от государственных субсидий; получение доступа к инфраструктуре и использование данных, собранных в умных городах, для предоставления аналитических услуг может стать источником дохода.

По его словам, IBM, Cisco, Siemens, успешно инвестируют в умные технологии и разрабатывают бизнес-модели совместно с городскими властями.

Илья Муха выделил и минусы: «Инвестирование собственных средств в развитие умного города несет финансовый риск для компании, особенно если модель окупаемости долгосрочная или неясная; иногда компании могут сконцентрироваться на максимизации прибыли, что может отразиться на ценах для горожан и доступности услуг, что не всегда является оптимальным для развития умного города; неудача проекта может привести к финансовым потерям и негативному влиянию на репутацию компании».

«Инвестирование компаний в умные города и поиск устойчивой бизнес-модели — это сложная, но перспективная стратегия, которая требует балансировки интересов и внимательного анализа рисков. Успешные примеры сотрудничества могут послужить образцом для других регионов, стремящихся к инновационному развитию», — считает Илья Муха.

Источник: ComNews

Изображение: Shutterstock

ЕЩЕ НОВОСТИ