Менеджеров становится слишком много. Эксперты опасаются повторения ситуации с юристами, которых в какой–то момент оказалось больше, чем требовалось бизнесу.
По данным hh.ru, в 2023 году среднее ежемесячное количество вакансий для управленцев на платформе достигало порядка 1,1 тыс. Если сравнивать с 2022 годом, то спрос на таких специалистов вырос на 50%. Если же вести сравнение с 2021–м, то виден прирост уже на 95%. В разрезе отраслей наибольшая доля активных вакансий за последний год была сосредоточена у компаний из IT–сферы (14%) и ретейла (10%). Также выражен спрос на управленцев у девелоперов (5%), бизнеса из транспортного сектора (5%). Конкуренция среди соискателей при этом чрезвычайно высока: на одну вакансию приходится более 21 резюме. Часто таких специалистов компании приглашают, чтобы поручить им настройки внутренних процессов, которые могли разладиться в ходе изменений или реструктуризации.
«Появление таких позиций, как лид–направления, может показывать, что бизнес старается не только наладить взаимодействие внутри подразделений, но и сделать их более самоуправляемыми и гибкими, — рассуждает директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова. — При этом лиды могут служить медиатором между топ–менеджментом и линейными работниками».
Кто последний в начальники?
Основной функционал менеджера по оптимизации бизнес–процессов — это анализ текущих процессов и поиск возможностей для повышения их эффективности и прибыльности компании. «Для этого необязательно досконально разбираться в каждом аспекте бизнеса (да это и невозможно), но важно владеть методиками аудита, сбора и анализа информации, иметь навыки выстраивания коммуникации, обладать системным и аналитическим мышлением», — отмечает руководитель отдела образовательного продукта «Нетологии» Татьяна Смирнова.
Активнее всего на тренд менеджеризации откликаются IT–компании. Как рассказали в «Рексофт Консалтинг», они наблюдают рост числа менеджеров у компаний, с которыми работают. Зачастую это связано с внедрением продуктового управления, что приводит к появлению новых ролей и должностей: бизнес–партнёров, владельцев продуктов, деливери–менеджеров, скрам–мастеров, менеджеров по управлению данными. Часто их назначают из уже имеющихся сотрудников, что влияет только на долю управленцев в штате. Однако если требуется новый сотрудник, то такая трансформация может существенно раздуть штат — прирост управляющего персонала может достигать 50%.
«Сам по себе рост числа менеджеров не имеет прямой корреляции с ростом эффективности процессов. Мы наблюдаем положительные изменения только в тех компаниях, где появление новых специалистов связано с общей системной трансформацией», — поделилась менеджер практики «Стратегия трансформации» «Рексофт Консалтинг» Дилара Ижбердеева.
Спрос на таких специалистов у бизнеса будет расти, поскольку текущие реалии диктуют тренд на совершенствование процессов для поиска новых источников роста доходов и оптимизации расходов.
При этом в некоторых компаниях не увеличивают число менеджеров в штате. Как рассказала директор по персоналу Boxberry Галина Головкова, оптимизация и автоматизация процессов и так входят в обязанности руководителя, это устойчивая компетенция, которая развита в большинстве компаний. Гораздо сложнее найти менеджеров, которые способны эффективно работать в ситуации постоянной неопределённости.
«Эффективность менеджмента всегда легко измерить конкретными результатами. Поэтому главная задача — поставить цель, определить метрики и мотивировать на этот результат. Когда менеджеру понятно, каких результатов от него ждут, как их достичь и измерить, проблем с вовлечённостью быть не должно», — считает она.
Нередко в условиях дефицита кадров компании расширяют управленческую структуру, приглашая таланты на руководящие позиции и закрепляя за ними конкретные ниши для работы. При этом растущие в этих условиях сотрудники обычно даже не получают соответствующего профильного образования, сообщают эксперты Lerna.ru. В результате компания теряет хорошего специалиста и приобретает среднего руководителя.
Улучшение во вред
Разумеется, будущих управленцев вдохновляет зарплата. В январе 2024 года, по данным hh.ru, в категории высшего и среднего менеджмента предлагаемый доход составил 118,5 тыс. рублей (ожидаемый — 150 тыс. рублей). В некоторых отраслях суммы могут быть и вдвое выше.
Тем временем в соцсетях сотрудники компаний самых разных профилей жалуются на чрезмерную «менеджеризацию». «Наш отдел раньше спокойно выполнял свою работу, всё успевали в срок, но потом к нам приставили управленца. И здесь вспоминаются строки известного двустишия: “Всё было неплохо, пока не стали улучшать”», — поделился с «ДП» сотрудник предприятия, связанного с выпуском фарм–продукции, на условиях анонимности.
В IT–среде уже традиционной стала шутка, что технари погружаются в процессы, знают их в деталях изнутри, а менеджеры в основном говорят, что знают, как сделать эффективнее. Зарплаты управленцев при этом обычно выше, что вызывает недоумение коллег.
В итоге получается, что, будучи по сути руководителем процесса, специалист может не знать, в чём этот процесс заключается. Дилара Ижбердеева видит этому два объяснения. Управленцы среднего звена не всегда посвящены в суть проблем компании и не во всех случаях вольны выбирать инструменты для их решения. Второй вероятной причиной может быть желание сотрудника получить признание за «красивое и технологичное» решение, которое может быть избыточным или даже не решать проблемы вовсе.
«Результатом такого желания может стать автоматизация ради автоматизации. Либо автоматизация хаоса, когда процесс не был соответствующе улучшен, а все усилия были брошены на то, чтобы сделать его диджитальным», — признаёт эксперт.
Часто менеджеры изначально приходят в компанию, чтобы развиваться в качестве управленца, а не становятся на эту позицию, имея опыт продажника или маркетолога. «Иногда руководитель приходит в компанию с неинтересным для него продуктом ради хорошей зарплаты и по принципу “тихого увольнения” выполняет необходимый минимум, дожидаясь лучшего предложения», — констатирует эксперт по развитию карьеры Lerna.ru Екатерина Боровец.
При всём этом по–настоящему талантливых менеджеров на рынке не так много и аналитики скорее фиксируют их дефицит, нежели избыток.
Нейросети на подходе
Как полагает Татьяна Смирнова, после того как будут пройдены этапы «подстройки», дефицит специалистов в области менеджмента снизится, а зарплаты выравняются. Концепция обслуживающего лидерства (когда руководитель нацелен на устранение барьеров, а не на директивную постановку задач) всё ещё нова для российского рынка. Эксперты однако почти уверены, что именно она способствует повышению операционной эффективности компаний.
Тем не менее части сотрудников, особенно в крупных корпорациях, такой менеджмент может быть некомфортен и казаться отсутствием вовлечения в рабочий процесс со стороны руководителя.
Говоря о будущем, директор по стратегии и сооснователь Napoleon IT Руслан Ахтямов прогнозирует, что в скором времени спрос на менеджеров увеличиваться не будет. С появлением технологий и развитием генеративных сетей, больших языковых моделей, машинного обучения у сотрудников будет на первое место выходить способность ответить на два вопроса: что нужно делать и зачем нужно делать?
«Непосредственно же выстраиванием или созданием процесса уже очень хорошо сможет заняться и генеративная сеть. Мы это видим во многих отраслях, так как аналитические качества этих моделей значительно выше по сравнению с когнитивными способностями среднестатистического человека. Таким образом, оптимизацией будут заниматься алгоритмы, а люди с видением задач и целей будут ставить эти задачи», — полагает Ахтямов.
Источник: Деловой Петербург
Изображение: Shutterstock