Вовлечь бизнес в учебный процесс

Вопрос подготовки IT-кадров остается одним из ключевых для отрасли. Эксперты говорят, что программы вузов требуют актуализации, при этом возможности практики студентов на реальных проектах в компаниях по-прежнему ограничены. Решить существующие проблемы поможет более активное участие бизнеса в образовательном процессе.

Как отмечают эксперты, за девять месяцев 2023 года число предлагаемых вакансий для IT-отрасли в Санкт-Петербурге сократилось на 11%. Однако в четвертом квартале количество вакансий выросло на 20% по сравнению с 2022-м. В 2024 году эта тенденция продолжилась, и только за три недели января вакансий было размещено на 22% больше, чем за тот же период 2023 года. Это показывает, насколько велика потребность в таких специалистах. «Согласно оценкам правительства РФ, к 2024 году общероссийская потребность в IT-кадрах должна была составить от 700 тыс. до 1 млн человек. Реализация федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли» должна в текущем году покрыть от 60 до 100% обозначенной общей потребности. То есть все больше и больше студентов будет получать соответствующее профильное образование, и в связи с этим следует ожидать расширения вузами набора на соответствующие специальности»,— высказывается Дмитрий Козуненко, член комитета по информационным технологиям и цифровой экономике СПб ТПП, директор по информационным технологиям компании «СВЕГА-компьютер».

По словам Александра Киселева, старшего научного сотрудника Центра исследований и экспертиз юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, спрос на молодых IT-специалистов у петербургских работодателей с начала года вырос на 46%. Сейчас актуальными являются почти все специальности в данный сфере — от разработчиков до тестировщиков и аналитиков.

Санкт-Петербург традиционно остается одним из сильнейших центров подготовки IT-кадров в стране. В вузах подготовка ведется практически по всем специальностям IT-сферы. Кроме вузов, в городе есть 22 колледжа и техникума, в которых есть IT-специальности. По итогам исследования АНО «Цифровая экономика», в топ-10 ведущих вузов страны по подготовке IT-специалистов, вошли Университет ИTМО, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича.

«Эти учебные заведения готовят студентов, в частности по следующим специальностям: информационные системы и технологии, технологии разработки безопасного программного обеспечения информационных систем, информационные системы и технологии обработки цифрового контента и многим другим»,— перечисляет господин Козуненко.

По словам Сергея Потапова, заместителя генерального директора компании ТИМ ФОРС, в городе действует ряд частных IT-школ и курсов, которые также готовят специалистов для работы в сфере информационных технологий. Например, Skillbox, «Нетология», «Хекслет», а также десятки других, которые дают возможность «прокачать» навыки программирования, системного администрирования, дизайна.

Как отмечает Фаина Лернер, директор по организационному развитию группы «Рексофт», в вузах хорошая базовая подготовка, но не хватает практики, навыков командной работы, иногда современных подходов. Курсы хороши тем, что там учатся уже взрослые осознанные люди, часто уже имеющие профессию. У них есть мотивация, интерес и социальные навыки.

 «Курсы неоднородны, часто бывают достаточно слабыми. Кроме того, они не дают базовой математической и алгоритмической подготовки, что затрудняет развитие в профессии. При этом высшее образование обычно закладывает кругозор и подход к решению сложных задач, навыки к самообучению, умение работать системно и собираться в нужные момент»,— рассуждает она.

По словам эксперта, высшее образование не перестало быть критерием отбора и значимым фактом в резюме для работодателя.

«Когда идет набор на начальные позиции в разработке ПО, то наличие высшего образования — это важный пункт, дающий преимущество. Оно показывает, что у будущего сотрудника есть математическая и инженерная база для быстрого погружения в профессию и «прокачки» технических навыков. Логично предположить, что молодой сотрудник с вузом за плечами понимает профессию глубже, чем тот, который успел получить знания в рамках трехмесячных курсов. Если же идет поиск специалиста с серьезным опытом от семи лет и больше, то даже если у него не было вуза, за это время он приобрел практический опыт, занимался самообучением и наличие диплома для него не столь важно. Особенно это актуально в ситуации дефицита опытных специалистов»,— заключает госпожа Лернер.

Главные проблемы подготовки

Основные проблемы в сфере подготовки IT-кадров в Санкт-Петербурге, по словам экспертов, отражают общероссийские тенденции. В их числе и сокращение количества выпускников, связанное с демографическими проблемами, и общее снижение уровня базовых знаний абитуриентов учреждений среднего профессионального и высшего образования, и отсутствие системного подхода в подготовке IT-специалистов, и определенное несоответствие текущего перечня специальностей вызовам цифровой экономики и процессам информатизации.

«На сегодняшний день существующая в РФ система подготовки кадров консервативна, ей не хватает мобильности и гибкости и, что самое главное, она не направлена на рынок труда. На фоне повышенного спроса на IT-специалистов вузы не в состоянии удовлетворить его. Быстро меняющаяся структура рынка и инертность системы образования приводят к дисбалансу между спросом и предложением IT-кадров»,— обращает внимание господин Козуненко.

Решение проблем Данила Ларчев, помощник юриста компании «Мариокс центр», видит в комплексном подходе, включающем в первую очередь обновление учебных программ, увеличение взаимодействия между вузами и IT-компаниями для обеспечения практической направленности обучения и создание стимулов для привлечения молодежи в IT-отрасль. Ключевым элементом является ускоренное внедрение инновационных методик обучения и расширение спектра IT-специализаций в образовательных учреждениях.

«Многие вузы Петербурга и других городов уже сообщили, что изменят подход к образовательным процессам исходя из запросов рынка труда. С учетом высокой востребованности будущих специалистов в перспективе им также стоит учитывать возможность составления гибких графиков обучения, чтобы студенты имели возможность совмещать работу и учебу»,— добавляет господин Киселев.

По словам господина Козуненко, решать проблемы действительно нужно комплексно, с учетом планов реализации национальных проектов «Цифровая экономика» и «Образование». «Необходимо вести непрерывный мониторинг потребностей цифровой экономики в целом и IT-отрасли в частности, чтобы прогнозировать, подготовка каких категорий IT-специалистов сейчас стоит на первом месте. После определения этих категорий нужно обновить и дополнить существующий перечень специальностей новыми, которые будут отвечать вызовам цифровой экономики и информатизации. Нужно внести коррективы во все направления подготовки в СПО и ВО, развернув спектр направлений подготовки в сторону IT-специальностей. Кроме того, необходимо расширить взаимодействие вузов с IT-компаниями, а также определить перечень форм такого взаимодействия, что должно помочь более равномерному развитию кадрового потенциала в сфере IT»,— делится он.

При этом, по словам Дарьи Цирулевой, HR-директора ГК «КОРУС Консалтинг», важно учитывать, что сейчас компаниям нужны специалисты, обладающие не только знаниями в области информационных технологий, но и пониманием производственных, а также бизнес-процессов: бизнес-архитекторы, бизнес-аналитики, дата-инженеры, аналитики данных, руководители проектов по IT-консалтингу, специалисты по управлению данными, CIO, CDO. «Такие знания могут дать студентам эксперты IT-отрасли, которые работают с проектами самого разного масштаба и сложности. Кооперация учебных заведений и ведущих IT-компаний как раз и может стать одним из вариантов решения этой задачи»,— подчеркивает она.

Образовательные перспективы

С учетом того, что в десятку ведущих вузов страны по подготовке IT-специалистов входят четыре петербургских вуза, эксперты позитивно оценивают перспективы подготовки соответствующих кадров в Северной столице.

По словам господина Ларчева, решение этого вопроса предполагается через несколько ключевых направлений. Во-первых, увеличение количества бюджетных мест по IT-специальностям в вузах, что должно способствовать росту числа квалифицированных выпускников. При этом запуск проекта «Цифровые кафедры» позволит студентам параллельно с основной программой получать дополнительную IT-квалификацию??.

«Во-вторых, перспективы подготовки кадров в IT-отрасли связаны с адаптацией учебных программ под требования рынка труда, что включает в себя обновление курсов, внедрение практически ориентированных заданий и увеличение количества проектной работы в тесном сотрудничестве с IT-компаниями. Это поможет обеспечить выпускников актуальными знаниями и навыками, необходимыми для успешной карьеры в отрасли»,— указывает эксперт.

«Также к основным трендам развития подготовки кадров для IT-отрасли, помимо сближения образовательного процесса с реальным сектором экономики и активного участия ведущих IT-компаний в подготовке учебных программ, можно отнести более раннее трудоустройство выпускников информационных направлений на предприятиях в IT-сфере; индивидуальные образовательные траектории (возможность самостоятельного выбора спецкурсов в дополнение к обязательным предметам), возможность участия в Open Source проектах, которых в России становится все больше; развитие дополнительных послевузовских образовательных программ и вневузовского образования для всех желающих; появление новых профессий в IT-сфере вслед за новыми технологиями, такими как искусственный интеллект, беспилотные системы, виртуальная и дополненная реальности. И, наконец, наблюдается все большее проникновение информационных технологий в гуманитарную сферу: появление IT-специальностей в области искусств и гуманитарных наук»,— заключает господин Потапов.

Источник: Коммерсантъ

Изображение: panitanphoto/Shutterstock.com

ЕЩЕ НОВОСТИ