Снегопады, Новый год и пираты: какие факторы влияют на доставку покупок

Логистика отражает практически все, что происходит в мире и с человечеством в текущий момент времени. Идет ли речь о заказе наушников с AliExpress или о партии молочных продуктов из ближайшей области — все тарифы и сроки подвержены изменениям в реальном времени из-за погоды и различных социальных явлений. При всех возможностях современных логистов обстоятельства оказываются сильнее поставщиков.

Что нужно учитывать, чтобы получить свои заказы без огромной наценки и вовремя, рассказывает Любовь Рожкова, управляющий директор «Рексофт Консалтинг», директор практики «Управление цепями поставок».

 

Как погода влияет на сухопутную логистику

По данным Business Continuity Institute, 35% сбоев в поставках происходит из-за неблагоприятных погодных условий. Перевозчики каждый год корректируют нормативные сроки доставки летом, поздней осенью и зимой — именно в эти периоды чаще всего погода влияет на логистику.

Например, перед тем как наступит зима, транспортные компании стараются заранее просчитать примерный объем грузов, который им предстоит перевезти с декабря по февраль. И, если в расчете на имеющиеся транспортные мощности средняя скорость движения из-за снегопада и заносов по предварительным подсчетам будет ниже, то логисты стараются сразу договориться о том, чтобы законтрактовать больше грузовиков. Кроме того, зимний сезон даже без снега бьет по перевозкам. В 2023 году сильный мороз сказался на поставке товаров из Китая в Россию по железной дороге — сроки доставки увеличились на пять-семь дней.

Чаще всего мы узнаем о том, как именно плохая погода влияет на сроки доставки, когда не находим привычных товаров на полках в магазинах. Иногда из-за происходящего на улице ретейлеры просто не могут получить товар и вовремя расставить его на полках. Зимой 2023–2024 годов из-за морозов и снегопадов страдали поставки продуктов в магазины сети X5.

В целом стоит учитывать, что любые погодные условия, которые заставляют дороги на экране навигатора окрашиваться в темно-бордовый цвет, мгновенно влияют на доставку, и это универсальная проблема. В США, по данным Федерального управления автомобильных дорог, 23% задержек грузовых перевозок связаны именно с плохой погодой. Более того, транспортные компании теряют из-за этого до $3,5 млрд в год.

В такие моменты логисты стараются договориться о том, чтобы использовать большее количество подвижного состава. Также в магазинах начинают двигать окна приемки — это короткие и довольно жесткие по планированию отрезки времени в торговых сетях. Например, речь может идти о времени с 6:00 до 6:30 — строго 30 минут, не раньше и не позже. В обычных случаях при опоздании поставщика товар могут не принять и наложить существенный штраф. Это настолько распространенное явление, что для многих торговых сетей штрафы поставщиков являются отдельной строкой дохода. Однако в периоды плохой погоды, чтобы полки не пустовали, магазины готовы снижать и даже отменять наказание рублем, выделять дополнительные окна и двигать их.

Когда на улице ураган, снежные заносы или ледяной дождь, сотрудники отдела поставок ретейлера начинают оперативно созваниваться с поставщиками и пытаются подстроиться под них, чтобы постараться принять и разгрузить хотя бы какие-то партии. Иногда торговые сети договариваются с крупными дистрибьюторами одной группы товаров с большими мощностями, чтобы перевозчики могли подхватывать товары от других поставщиков.

Какие факторы влияют на международную доставку

Если речь идет о международной доставке, самым популярным является водный транспорт — это самый дешевый способ логистики, им транспортируется 90% внешнеторговых грузов. Однако в мировом океане есть несколько узких и крайне важных для морского фрахта мест. Одни из самых востребованных — Суэцкий канал (соединяет Средиземное и Красное моря) и Панамский канал (соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем Атлантического океана).

Именно из-за популярности и особенностей этих каналов логисты внимательно смотрят новости. Если они видят, что в районе какого-то морского прохода начались климатические аномалии, появились пираты или иные неприятности, специалисты понимают, что стоит ожидать повышения тарифов и увеличения сроков поставки.

Ширина Суэцкого канала колеблется от 120 до 350 м при глубине в 20 м. И в 2021 году 400-метровый контейнеровоз компании Evergreen из-за сильного ветра и песчаной бури сел на мель на юге этого водного пути и полностью перекрыл его на шесть дней. Администрация канала заявляла про убытки в $14–15 млн в день, а ежедневный ущерб для мировой торговли оценивался в $9,6 млрд. Около 400 судов ждали разблокировки прохода. Все потому, что через Суэцкий канал идет около 12% доставок мировой торговли. После того, как контейнеровоз сняли с мели и движение возобновилось, судовладельцу пришлось выплачивать администрации канала $550 млн за инцидент и убытки из-за простоя.

Проблемы в этом районе не кончились. В конце 2023 года из-за напряженности в Красном море многие компании моментально приостановили поставки и начали работать над альтернативными маршрутами. В итоге транзит морских судов через Суэцкий канал сократился на 30%, а мировые цены на морские перевозки выросли вдвое.

Что касается Панамского канала, летом 2023 года из-за засухи в нем произошло максимальное за десять лет падение уровня воды. В результате через морской путь не смогли проходить судна крупных габаритов. Трафик через панамский хаб упал на 36%. Грузовые компании снова были вынуждены ждать прохода и, соответственно, увеличивать сроки и цены.

Еще одна важная транспортная артерия — Малаккский пролив. Этот небольшой участок пути между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра играет огромное значение для Европы и Азии. За транзитом в этом проливе пристально наблюдают политологи, так как здесь таится потенциальный риск. Пока на этом участке внешне все спокойно, но из-за специфического исторического и географического значения в этом узком месте сталкиваются интересы США, Китая, Японии и Индии. Поэтому, если Малаккский пролив когда-то начнет мелькать в новостях, можно считать это приметой, которая будет безошибочно указывать на повышение стоимости межрегиональной доставки по большинству направлений евразийского континента.

Доставка и региональные праздники

Каждый год логисты корректируют и специально подстраивают календарь и тарифы на грузоперевозки на время национальных праздников. Если человек не всегда может за несколько месяцев купить подарок к 8 Марта или к Новому году, то бизнесу точно лучше планировать поставки, учитывая то, как отдыхают в его стране, и там, откуда планируется доставка.

Китай — один из главных торговых партнеров России. В начале 2024 года объем торговли между странами увеличился на 9,3% и составил $37 млрд, а экспорт Китая в страну вырос на 12,5%. Поэтому национальные праздники КНР имеют огромное значение для российского бизнеса. Например, Китайский новый год — это гигантский пробел в работе логистов, так как крупнейшие поставщики и транспортные узлы либо уходят в отпуск, либо сильно сокращают свою работу. Более того, китайцы празднуют на протяжении двух недель. Поэтому компании Поднебесной еще в январе начинают доставлять товары в приграничные склады и оформлять необходимую документацию, чтобы в период длинных праздников дежурные сотрудники произвели необходимые отгрузки, так как штат в эти дни намного меньше, чем в обычное время.

Чтобы избежать задержек на границе из-за праздников, компаниям могут помочь следующие рекомендации:

  • Бизнесу лучше сильно заранее подготовить доставку грузов.
  • При планировании морской перевозки стоит заказывать ее за три-четыре недели до готовности груза. Для авиаперевозок стоит бронировать места не позднее, чем за семь дней до готовности груза.
  • При выборе службы морских перевозок можно рассмотреть варианты с более длительным сроком доставки. Такие службы реже сталкиваются с перебронированием, что повышает вероятность прибытия груза вовремя.
  • При планировании доставки перед праздниками нужно учитывать возможные задержки в портах и терминалах грузовых авиаперевозок из-за высокой загруженности и недостаточной вместимости судов. Особенно важно это в октябре, когда сохраняется пик сезона морских перевозок.
  • Стоит рассмотреть вариант, чтобы отправить часть груза морским путем, а другую часть — авиарейсом или железными дорогами, если это возможно. Это позволит получить по крайней мере часть вашего груза в срок.
  • Во время праздников и перед ними, когда нагрузка на транспорт возрастает, увеличивается риск повреждения или потери груза. В таких ситуациях страхование может помочь возместить финансовые убытки.

Хотя на большую часть явлений, которые влияют на грузопоток, среднестатистический человек никак повлиять не может, все же понимание законов логистики позволяет опережать или быть на острие событий, которые влияют на сроки доставки товаров. А это помогает лучше планировать покупки и реже попадать в ситуации форс-мажора.

Источник: РБК Тренды

Изображение: Shutterstock

ЕЩЕ НОВОСТИ