«Шереметьево» перешло на российский софт сортировки багажа

Терминал D международного московского аэропорта «Шереметьево» перевел оборудование для управления обработкой багажа на отечественный софт. Об этом рассказал «Ведомостям» директор департамента транспорта и логистики компании «Рексофт» Александр Семенов и подтвердил представитель «Шереметьево».

«Шереметьево» – самый крупный аэропорт страны. Терминал D предназначен для обслуживания пассажиров внутренних и международных воздушных линий (например, сейчас отсюда летают все шереметьевские рейсы лоукостера «Победа»). Общая площадь терминала – 170 500 кв. м, пропускная способность – 25 млн пассажиров в год. Также действует межтерминальный переход – автоматизированная система перевозки пассажиров с беспилотными поездами под летным полем из терминала D в терминалы В, C.

В терминале для сортировки багажа установлено оборудование голландской компании Vanderlande Industries, которая покинула российский рынок в марте 2022 г. Аэропорт был вынужден заменить программную часть на отечественный продукт, который способен управлять иностранным «железом», из-за «невозможности эффективной поддержки модернизации системы в отсутствие производителя», пояснил «Ведомостям» заместитель генерального директора по информационным технологиям «Шереметьево» Кирилл Алифанов. О ситуации с системами сортировки багажа в других терминалах «Шереметьево» собеседники «Ведомостей» не рассказали.

Vanderlande является одним из крупнейших мировых производителей программно-аппаратных комплексов (ПАК) для аэропортовой отрасли, поэтому многие крупные российские аэропорты делали ставку на оборудование и софт этой компании, предлагавшей законченное решение, отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. На сайте Vanderlande говорится, что ее системы способны перемещать более 4 млрд единиц багажа по всему миру в год. Они работают более чем в 600 аэропортах, включая 12 из 20 крупнейших в мире. Кроме того, более 380 лент безопасности установлено на контрольно-пропускных пунктах.

Системы такого уровня функционируют как комплекс – «оборудование + софт», пояснил Семенов. Новая система выполняет регистрацию, сортировку, досмотр и доставку багажа на борт самолета, а также его выдачу пассажирам, говорит он. Российское ПО используется на 99 стойках регистрации, управляет разветвленной сетью транспортировки и сортировки багажа, рассказал топ-менеджер.

Кроме того, по словам Семенова, решение включает многоуровневую систему досмотра и инструменты для контроля безопасности. Также система предусматривает долгосрочное и краткосрочное хранение багажа тех, кто прибыл в терминал задолго до вылета.

Такой софт отвечает также за сканирование информации с багажных бирок и сверку данных с информацией от авиакомпаний. «Задача в том, чтобы направить чемодан точно к тому гейту, с которого его заберут на конкретный рейс», – пояснил собеседник «Ведомостей» в компании – поставщике IT-решений для авиационной отрасли.

Отечественных ПАКов для аэропортов такого масштаба, как «Шереметьево», никто не делает, пояснил Пантелеев. Но эксперт отметил, что российские багажные системы, которые включают «железо» и софт, появились еще в 2010-х, но используются в нескольких небольших аэропортах страны.

Наибольшие трудности в части импортозамещения возникли в сегменте промышленного ПО, к числу которых относится и софт для сортировочных установок (от Toshiba, Siemens и Vanderlande), отмечает руководитель IТ-подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырева. На начало 2022 г. у России не было зрелых и конкурентоспособных аналогов многих типов промышленного софта, отметила она. По словам эксперта, на замещение подобного рода решений требуются годы и масштабные инвестиции.

Источник «Ведомостей» в поставщике IT-решений для авиаотрасли говорит, что ПАК и софт системы сортировки багажа – одна из самых затратных частей при создании аэропорта после расходов на бетон. Разработка только софта, по его оценкам, может стоить несколько миллионов долларов. В мае 2023 г. аэропорт «Шереметьево» заказал доработку ПО, его внедрение и техническую поддержку для замены софта Vanderlande и других вендоров в составе ПАКа по управлению системами обработки багажа на сумму более 1,25 млрд руб., следует из протокола заседания тендерной комиссии по этой закупке.

«Шереметьево» – третий российский аэропорт, импортозаместивший иностранный софт. Первым такой переход для 88 стоек регистрации осуществил столичный аэропорт «Домодедово» («Ведомости» писали об этом в августе 2023 г.). Вторым стал петербургский «Пулково» в апреле 2024 г., сообщал «Рексофт» на своем сайте. Также в апреле 2024 г. «Почта России» вела переговоры с «Рексофтом» об импортозамещении софта для сортировочных машин, писали «Ведомости».

«Ведомости» направили запросы в крупные аэропорты и холдинг «Аэропорты регионов».

Согласно указу президента № 166 от 30 марта 2022 г., с 1 января 2025 г. использование иностранного ПО и оборудования на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым относятся и аэропорты, будет запрещено. До этой даты госорганы и госзаказчики должны перейти на софт отечественной разработки. Указом вводится запрет на закупки иностранных решений для КИИ и до 2025 г. без согласования с правительством.

Один из ключевых рисков использования иностранного ПО заключается в том, что в любой момент программа может просто выйти из строя, а вендор, покинувший Россию, уже не сможет помочь и проконсультировать, объясняет Богатырева. В системе обработки и сортировки багажа от Vanderlande Industries еще до 2022 г. периодически случались сбои. Так, в 2017 г. из-за такого инцидента в аэропорту «Внуково» не смогли вылететь порядка 300 человек, напомнила она.

Источник: Ведомости

Изображение: Jaromir Chalabala/Shutterstock.com

ЕЩЕ НОВОСТИ