Компания «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС), управляющая аэропортом «Пулково», начала работы над внедрением отечественных IT-решений до известных событий 2022 года. На фоне введения антироссийских санкций этот процесс ускорился. Одним из крупнейших проектов стал реализованный совместно с «Рексофт» переход на отечественную альтернативу для багажного комплекса. Об оценке рисков, подходах к поиску поставщиков, ходе внедрения решений и полученном опыте «АвиаПорту» рассказал директор по информационным технологиям компании ВВСС Андрей Нестеров.
— Какова была доля иностранных ИТ-продуктов в «Пулково» до 2022 года?
— Авиаотрасль любой страны – это часть международной системы. Это касается всех аспектов индустрии, а не только ИТ-сегмента. Все бизнес-процессы аэропорта завязаны на обмене информацией между авиакомпаниями и аэропортами из разных точек мира. До 2022 года российские аэропорты сильно зависели от международных цифровых сервисов и продуктов. «Пулково», один из крупнейших аэропортов страны, применял ИТ-решения и практики, являющиеся стандартом для крупных авиационных узлов. К началу 2022 года доля таких решений в ИТ-ландшафте «Пулково» составляла около 80 %. Однако уже тогда мы работали над снижением этого процента и развитием собственных решений.
— Какие системы потребовали максимально оперативной замены на отечественные аналоги после введения санкций?
— Риски в информационных технологиях, в первую очередь, возникают там, где используются глобальные облачные сервисы или идёт транзакционный обмен с международными партнёрами. В связи с этим первыми «под замену» попали иностранные системы, обеспечивающие регистрацию пассажиров.
Западные решения применялись и во внутренней инфраструктуре аэропорта. Мы понимали, что у нас могут быть проблемы с сервисной поддержкой или их дальнейшим развитием. Одним из таких примеров была багажная система. Позднее вместе с «Рексофт» мы внедрили российскую альтернативу для всего багажного комплекса.
— Как вы планировали поступать с другими системами и решениями? Как принимались решения о том, что делать в первую очередь, а что отложить на потом?
— Заменить одномоментно одно решение на другое невозможно. У нас был оперативный план, учитывающий возможные риски, включая прямые отключения от международных систем и нас, и авиакомпаний, ведь любая блокировка нарушает обмен информацией у всех участников процесса. Также был долгосрочный план для всех систем с последовательными шагами по выбору, тестированию, пилотированию решений и их последующей заменой.
Замена проходит в несколько этапов. Первыми являются анализ рынка и тестирование. Например, ещё в 2021 году мы начали смотреть аналоги платформы CUTE, предназначенной для работы систем регистрации пассажиров. Протестировав два пилотных решения на разных стойках регистрации, выбрали новое и внедрили его в течение трёх месяцев.
— Вы оценивали опыт других аэропортов в части замены критических систем?
— «Пулково» – активный участник индустриального центра компетенций «Аэропорты», который работает над задачей по переходу критической инфраструктуры на российский софт к 2025 году. Мы обмениваемся с другими аэропортами знаниями о системах, ходом проектов, взвешиваем возможности вендоров и интеграторов вести несколько внедрений одновременно. Совместная работа помогает сделать правильный выбор.
— Как вы выбирали новых поставщиков? Было ли уже понимание облика проекта, что нужно сделать, или же продукт формировался совместными усилиями?
— Решение о новом поставщике ИТ-решений принимается внутренней командой с ключевыми представителями бизнес-подразделений. Нам важно, чтобы эксперты, которые будут ежедневно ими пользоваться, были вовлечены в проект и удовлетворены будущим результатом.
Например, в 2020 году мы приняли решение создать свою систему управления ресурсами аэропорта Resource Management System (RMS) для обслуживания воздушных судов с момента их приземления до взлёта. Это осознанный выбор, при том, что у нас было аналогичное предложение от западной компании. Мы понимали, что собственная разработка позволит получить решение, соответствующее всем нашим требованиями, а также оперативно влиять на ход проекта и функционал продукта. Партнёром выбрали российскую компанию «Рексофт».
Один из важных элементов выбора ИТ-поставщика – это его готовность делиться опытом, обучать наших сотрудников, чтобы по итогам совместного внедрения в «Пулково» была сформирована сильная собственная экспертиза в конкретном решении, чтобы мы могли его развивать, а не только поддерживать. Мы погружаемся в проект глубоко, вплоть до получения исходного кода для страховки от любых рисков на стороне вендора.
— С какими существующими системами аэропорта нужно было состыковать новые решения? Удалось ли это сделать?
— Давайте разберём вопрос на примере системы обработки багажа, так как она одна из ключевых в нашем ландшафте, кровеносная система для любого аэропорта. Она интегрирована с системами управления аэропортом, сборки багажа, управления мобильными ресурсами и другими.
По функционалу на текущий момент российские решения отстают от международных, которые создавались и оттачивались десятилетиями. Но у нас есть большой плюс: мы используем более современные подходы и технологии. Это позволяет делать более простые и изящные системы и не быть заложниками устаревших технологий. Новая микросервисная архитектура позволяет быстро развивать свои решения, наращивать и изменять функционал, быть более технологичными в мировом масштабе.
— Как решался вопрос с обучением персонала работе с новым решением?
— Мы набираем внутреннюю экспертизу через проекты. У нас растёт сильная инженерная команда, которая не просто взаимодействует с вендором по техническим инцидентам, а может решить любую задачу на месте, понимая проблематику. За последние несколько лет мы создали программу обучения для наших сотрудников. Особенный акцент делаем на развитии людей внутри команды, растим студентов. В нашем бизнесе важно, чтобы ИТ-эксперты разбирались в специфике процессов аэропорта, умели разговаривать на одном языке со смежными подразделениями. Такой подход типичен, например, для консалтинговых компаний.
— Каковы первые результаты использования нового решения? Как оно себя показало с точки зрения функциональности, удобства в использовании?
— Проект с «Рексофт» по системе обработки багажа ещё внедряется. Решение находится под нашим полным управлением, это не «чёрный ящик», который зависит от сервисного контракта с внешним поставщиком. Такой подход в разы прибавляет спокойствия.
Один из примеров удачного функционала платформы – это возможность разных способов интеграции с авиакомпаниями-партнёрами без задействования дополнительных сервисов.
Ещё один полезный эффект – внедрение функционала мониторинга всего багажного комплекса. Мы видим все сообщения от внешних систем, в режиме реального времени фиксируем, что происходит в службе обработки багажа, заранее выявляем риски и знаем, куда следует направить силы для оперативной локализации сбоя. Это позволяет продуктивнее взаимодействовать со всеми службами аэропорта.
— Как можно оценить процесс внедрения нового продукта?
— Крупные аэропорты привыкли работать с готовыми глобальными системами. Разработка новых продуктов и импортозамещение – это всегда непросто. Подчеркну, что в «Пулково» мы осуществляли внедрение без влияния на операционную деятельность. Важную роль сыграл правильно организованный процесс миграции в ночные часы, когда пассажиропоток минимален. Благодаря такому подходу и слаженной совместной работе технической команды, операционных служб и партнёров из «Рексофт» удалось обеспечить бесшовное внедрение: системы аэропорта не останавливались, и пассажиры не заметили нашей напряжённой работы.
— Какие ещё ИТ-системы и решения предстоит заменить?
— Из большого у нас два проекта – замена ERP-системы управления бизнес-процессами и системы управления операционной деятельностью аэропорта AODB (Airport Operational Database), которую мы реализуем в рамках индустриального центра компетенций совместно с аэропортом «Шереметьево».
Источник: АвиаПорт
Изображения: Jaromir Chalabala/Shutterstock.com