Доверенная витрина решений для промышленности начнет полноценно функционировать в 2030 году
К концу 2027 г. в России должен появиться первый прототип маркетплейса (доверенной витрины) компонентов для открытой АСУ ТП (автоматическая система управления технологическим процессом). Об этом на X форуме по IТ и цифровым технологиям нефтегазовой отрасли Smart Oil & Gas группы ComNews сообщил директор АНО «Открытые системы автоматизации», ответственный секретарь рабочей группы по открытой АСУ ТП при Минпромторге Антон Арнаутов. Он представлял на форуме дорожную карту создания открытой АСУ ТП.
О создании рабочей группы для разработки отечественной открытой АСУ ТП для замены ушедших с российского рынка продуктов немецкой Siemens, французской Schneider Electric, японской Yokogawa и американских Honeywell и Emerson компании-заказчики «Еврохим» и «Северсталь» объявили на конференции ЦИПР-2023 («Цифровая индустрия промышленной России»). «Ведомости» сообщали об этом в июне 2023 г.
По плану уже в IV квартале 2024 г. должны появиться прототипы компонентов открытой АСУ ТП для локальных систем управления, а в IV квартале 2025 г. — для распределенных систем управления, говорится в презентации Арнаутова. В IV квартале 2027 г. должны быть созданы образцы управления жизненным циклом систем и компонентов открытой АСУ ТП. В IV квартале 2030 г. маркетплейс, как и коммерческие версии всех компонентов, должны полноценно функционировать.
К концу десятилетия объем рынка решений на базе открытой АСУ ТП должен занять не менее 25% от общего российского рынка таких решений, следует из плана мероприятий. Согласно дорожной карте, за отдельные компоненты открытой АСУ ТП будут отвечать «Газпром нефть», «Транснефть», «Северсталь», «Еврохим», «Росатом», «Ростелеком», НПО КИС и др.
По словам Арнаутова, уже сегодня начинают появляться отдельные компоненты АСУ ТП, причем некоторые из них в высокой степени готовности. Доверенная витрина нужна для того, чтобы разработчики могли выкладывать свои продукты, а заказчики видеть их и выбирать совместимое решение. Но попадание на маркетплейс будет означать соответствие определенным требованиям, пояснил он.
Открытые решения, представленные на маркетплейсе, позволят открыть всему рынку лучшие технические решения АСУ ТП, уточнил представитель «Северстали». «Ведомости» также обратились с запросами к другим участникам рабочей группы открытой АСУ ТП.
«Витрина в большей степени необходима для пользователей, которые могут выбрать себе те или иные инструменты и доверенным способом забрать их в свою инфраструктуру, чтобы использовать их функционал для реализации своих задач», — пояснил необходимость маркетплейса директор направления «Цифровая промышленность» «Ростелекома» Андрей Походня. За витриной могут быть лаборатории, которые зафиксируют в регламенте, что данный продукт соответствует техническим требованиям, комплементарен открытой платформе и готов к использованию, добавил он. Но кто и каким образом будет проводить сертификацию, он не уточнил.
Наиболее важный этап — это создание и утверждение стандартов открытой АСУ ТП и правил их подтверждения/сертификации, комментирует мероприятия дорожной карты архитектор решений департамента промышленной автоматизации группы «Рексофт» Сергей Михайлин.
«Маркетплейс — хороший инструмент при условии соблюдения условий единых правил и стандартов и средств стимулирования вендоров для создания продуктов. В частности, площадка может содержать самые разные функциональные модули, которые будут создаваться по правилам открытой АСУ ТП», — считает он.
Важным пунктом дорожной карты будет этап разработки стандартов и протоколов для обеспечения совместимости компонентов системы, добавляет руководитель товарного направления «Автоматизация» EKF Алексей Клыков.
«Ключевая черта маркетплейса открытой АСУ ТП — мультивендорность, т. е. конечная АСУ ТП для заказчика может быть собрана из различных модулей-решений разных вендоров, — обращает внимание заместитель генерального директора «К2Тех» Игорь Зельдец. — Для производителей ПО это открывает возможность свободно публиковать решения на маркетплейсе, что особенно важно для небольших вендоров. Интеграторам мультивендорность маркетплейса позволит легче анализировать доступные решения и выбирать из них наиболее подходящие для заказчика. В результате заказчики смогут внедрять решения, максимально соответствующие их функциональным требованиям».
Но занять четверть всего рынка решениями на базе открытой АСУ ТП к 2030 г. — это очень амбициозная задача, полагают эксперты. По мнению Михайлина, проведение нескольких успешных пилотных проектов к этому моменту будет уже хорошим показателем. Выполнение целевых показателей будет зависеть от некоторых факторов, отмечает Клыков. Во-первых, стоит обратить внимание на качество и конкурентоспособность предложенных решений, во-вторых, важен уровень поддержки со стороны государства и крупных промышленных игроков. Также необходимы способность системы адаптироваться к изменениям на рынке и потребностям пользователей и обеспечение высокого уровня технической поддержки, считает эксперт. Также Клыков отметил важность маркетинга.
Источник: Ведомости
Изображение: Krunja/Shutterstock.com