Группа компаний BestDoctor провела ребрендинг — теперь она называется «Лучи». Планируется, что после одобрения регулятора в холдинг уже с новым названием войдут «Росбанк страхование» и «Росбанк страхование жизни». Все компании нового холдинга будут работать на единой страховой платформе, которая будет развернута в начале 2025 года. Это объединение позволит «Лучам» обеспечить более быстрое проникновение в новые сегменты рынка, считают эксперты.
Из тени на свет
Холдинг BestDoctor сменил название, теперь он будет называться «Лучи», рассказали Forbes его сооснователи Михаил Беляндинов и Марк Саневич. Ребрендинг, по их словам, необходим потому, что на базе BestDoctor и страховой компании BestInsure (принадлежат владельцу ООО «Бестдоктор» кипрскому Rafulia Holding Limited) создается онлайн-страховая компания «Лучи». После одобрения регуляторами в холдинг уже с новым названием войдут также по 100% «Росбанк страхование» и «Росбанк страхование жизни». Это предусмотрено соглашением с «Интерросом», заключенным в рамках получения инвестиций в 2022 году, отметили сооснователи BestDoctor. Завершение интеграции планируется в конце этого года или начале следующего.
«Мы хотим ассоциироваться с прозрачностью и понятностью», — поясняет Марк Саневич выбор нового названия. К тому же компания давно вышла за рамки только медицинского страхования, добавил он.
Сейчас BestDoctor находится в процессе редомициляции. Владелец ООО «Бестдоктор» — кипрский Rafulia Holding Limited — «переезжает» в Калининград, этот процесс займет еще пару недель, рассказал Марк Саневич. У компании за рубежом нет сотрудников и технических мощностей, это чисто юридическая процедура, добавил он.
Также на днях выйдет новое мобильное приложение — «Лучи страхование», где на старте будут доступны услуги страхования квартир и домашних животных. Сейчас у компании есть приложение BestDoctor, с помощью которого можно получить услуги по ДМС, оно будет переименовано в приложение «Лучи здоровье».
Все компании нового холдинга будут работать на единой страховой платформе, которая будет развернута в начале 2025 года. «Мы смотрим на это как на конкурентное преимущество, технические платформы многих страховых компаний созданы 10–20 лет назад. При этом хорошо выстроенное платформенное ядро значительно сокращает затраты и время на разработку новых продуктов», — говорит Михаил Беляндинов.
Около половины выручки BestDoctor сейчас приходится на страхование жизни, 15–17% — на медицинское страхование, а все остальное — это онлайн-продукты, такие как ипотечное или кредитное страхование. За первую половину года показатель GWP (gross written premium, объем валовых страховых премий, то есть объем проданных страховок без учета любых скидок или возвратов) группы компаний BestDoctor составил 16 млрд рублей, рассказали ее сооснователи. При этом за полный 2023 год этот показатель достиг 18 млрд рублей, а за 2022-й — 9 млрд рублей, добавили они.
BestDoctor основан Саневичем и Беляндиновым, бывшими однокурсниками по факультету фундаментальной медицины МГУ, в 2015 году. Компания предлагает услуги добровольного медицинского страхования (ДМС) для компаний. Среди клиентов — «Мегамаркет», «Самокат», Aviasales, СДЭК, «Модульбанк», а в число инвесторов входят такие игроки, как международный фонд Winter Capital, шведский фонд VNV Global, австрийская страховая компания Uniqa (входит в международную группу Raiffeisen Bank International), AddVenture, Target Global и LVL 1.
«Страхование, как правило, не самостоятельный продукт, и сейчас наш бизнес состоит из нескольких направлений: ДМС и медтех (онлайн-приемы врачей, психологов, диетологов, сервис записи к врачам, чекапы и другое), а также немедицинское страхование, которое мы делаем с партнерами, — говорит Саневич. — Это страхование товаров в рассрочку «Долями», сдача квартир посуточно с «Суточно.ру», «Авито» и «Островком». А также тревел-направление, в рамках которого мы сотрудничаем с турагентствами и сервисами».
Под партнерским крылом
По оценкам «Эксперт РА» на базе данных Банка России, в 2023 году объем страхового рынка достиг 2,3 трлн рублей, увеличившись на 25,8% по сравнению с 2022-м. При этом страховой рынок показал максимальные темпы прироста страховых премий за последние 20 лет. В том числе премии по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС) в России увеличились на 19% с 214 млрд рублей до 254 млрд рублей, оценивал BusinesStat.
Для работы на растущем рынке в октябре 2022 года BestDoctor привлек около 1 млрд рублей от группы неназванных российских инвесторов и заключил стратегическое партнерство с компанией «Интеррос» миллиардера Владимира Потанина. Соглашение предусматривало приобретение «Интерросом» в дальнейшем неконтролирующего пакета акций BestDoctor с возможностью ввести своего представителя в совет директоров компании.
Средства планировалось потратить на развитие медицинских сервисов и запуск новых видов страхования собственной компании BestInsure. Эта компания была создана на базе хабаровской страховой компании «Резерв», которую BestDoctor приобрел в феврале 2022 года. Сумму сделки в компании не раскрыли, эксперты оценили покупку в 380–400 млн рублей.
А в ноябре того же года BestDoctor и «Росбанк Страхование» (входит в группу «Интеррос») объявили о намерении провести интеграцию. «В объединенную компанию войдут команды обоих ее участников, а возглавят Марк Саневич и Михаил Беляндинов. При этом компания BestDoctor станет стратегическим партнером «Росбанка» на рынке страховых услуг, и ее клиенты получат возможность доступа к более широкой линейке страховых продуктов и сервисов. В результате интеграции «Интеррос» продолжит владеть неконтролирующим пакетом акций в компании BestDoctor», говорилось в сообщении «Интерроса».
«Росбанк Страхование» представлен двумя юрлицами — «РБ Страхование» и «РБ Страхование Жизни». Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», размер страховых премий «РБ Страхование» в 2020 году составил 847 млн рублей, «РБ Страхование жизни» — 12 млрд рублей. В «Интерросе» и «Росбанк страхование» на запрос Forbes не ответили.
Укрупнение участников
Сделка BestDoctor и «Росбанк Страхование» лежит в общем тренде укрупнения игроков рынка. В июне 2023 года «Зетта Страхование» провела ребрендинг после получения контроля в российском бизнесе Allianz, через год «Совкомбанк страхование» присоединил «Инлайф страхование» (ранее «Уралсиб Страхование»), а в августе 2024 года стало известно о том, что «Ренессанс страхование» и «Страховой дом ВСК» договорились о передаче «ВСК — линия жизни» в «Ренессанс жизнь».
«Все эти сделки влекут за собой не только усиление позиций компаний, но и трансформацию операционных процессов, которые обязательно приведут к появлению новых услуг для рынка», — рассуждает руководитель страховой практики группы «Рексофт» Никита Евсеенко.
На страховом рынке наблюдается серьезная конкурентная борьба за клиента, констатирует руководитель практики по работе со страховыми компаниями Kept Юлия Темкина. Несмотря на то что страховые сборы в первом полугодии 2024 года выросли на 21% — 1,3 трлн рублей, акционеры и топ-менеджмент ищут новые источники прибыли как за счет роста объемов бизнеса, так и за счет оптимизации расходной составляющей, добавила она.
Переход на онлайн-взаимодействие с клиентами при продажах, а в особенности на последующих этапах обслуживания и урегулирования убытков становится значительным конкурентным преимуществом для страховых компаний, считает Темкина. Онлайн-канал продаж развит у всех лидеров рынка, но в нем продаются стандартизированные понятные продукты, продолжает она. Более сложные и дорогие реализуются в каналах посредников, и вряд ли здесь что-то поменяется в ближайшее время, обращает внимание эксперт. «Поэтому основной фокус страховых — на улучшении сервиса при дальнейшем сопровождении и урегулировании, — полагает Юлия Темкина. — Это позволит удерживать клиентскую базу и через сарафанное радио достигать притока новых клиентов».
Страховые компании действительно борются за каждого клиента, продолжает Евсеенко. Количество пользователей страховых услуг практически не растет из года в год, и объединение с «Росбанк страхование» и «Росбанк страхование жизни» позволит, по мнению эксперта, новой компании стартовать с более высокой базы и должно обеспечить более быстрое проникновение компании в новые сегменты рынка:
«Ведь эти компании по совокупности собранных премий уже сейчас входят в двадцатку страховых».
По словам Евсеенко, «Лучи» — молодая, технологичная и амбициозная компания, которая может совершить прорыв и найти подход к тем клиентам, у которых потребность в страховых услугах еще не сформировалась, предложив им дополнительную ценность и сняв одолевающие их страхи. В этом случае компании обеспечено «блестящее будущее» как минимум в десятке лидеров, заключает он.
Источник: Forbes
Изображение: National Cancer Institute/Unsplash.com