В промышленной автоматизации прослеживается отчетливая тенденция к малолюдности: предприятия сохраняют высокую производительность при оптимизации численности персонала. Ольга Макова, руководитель департамента промышленной автоматизации компании Рексофт, системного интегратора, внедряющего системы промышленной автоматизации на предприятиях «Сибура», объясняет причины этого тренда и оценивает его влияние на рынок труда.
За последнее время существенно вырос спрос на внедрение на российских предприятиях новых цифровых технологий на базе отечественных программных и аппаратных средств. Как в этом участвует департамент промышленной автоматизации Рексофта? Как вы видите ситуацию со своей стороны?
Я бы начала свой ответ с цитаты из «Фауста» Гете: «…Так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Возможно, это часть нашего отечественного менталитета, но, как это ни парадоксально, уход мировых вендоров, необходимость оперативного перехода на доверенные ПАК, непростая ситуация с логистикой и сбытом продукции, с которой столкнулись российские индустриальные компании, — все это дает большой толчок для развития. Для меня, как управленца, всю свою карьеру работавшего исключительно в международных корпорациях (последние шесть лет до присоединения к Рексофт Ольга была директором сегмента нефть и газ Schneider Electric в России и странах СНГ — прим. редакции), ситуация первой половины 2022 года стала во многом личным вызовом. Я видела, что вокруг меня есть коллеги, готовые остаться, чтобы работать над непростой задачей, вставшей перед страной. Именно тогда я приняла предложение Александра Егорова присоединиться к проекту обновленного Рексофт по построению компании нового формата — ИТ-консультанта, которого нет на российском рынке. Моей первоочередной задачей было собрать и удержать сильную команду специалистов, которые работали прежде в Schneider Electric, Siemens, Yokogawa и Aveva. Сегодня штат департамента составляет порядка 40 человек. Наша команда создана из экспертов, которые выполнили десятки промышленных проектов в российских подразделениях ведущих мировых производителей систем автоматизации. Каждый из них обладает уникальными знаниями и экспертизой. Объединяя этот опыт с текущими потребностями и реалиями промышленного рынка, мы предлагаем конкурентоспособные протестированные нами решения в области промышленной автоматизации на базе российских поставщиков оборудования и ПО. Все они учитывают специфику отрасли конкретного заказчика и регионов эксплуатации.
То, что я наблюдаю в течение последних двух лет, подтверждает, что положительный опыт — это скорее стояние на месте, по сравнению с тем, что дает нам пережитый отрицательный опыт. Необходимость уйти из состава ведущих инжиниринговых компаний заставила нас мобилизоваться и удвоить усилия для достижения необходимого результата.
Расскажите подробнее о том, что сделано вашей командой за эти два года в Рексофт?
Первое, к чему мы приступили, — формирование нашего портфеля локализованных российских решений. Мы провели анализ российских производителей программного и аппаратного обеспечения, заключили ряд партнерств, провели обучение, сформировали набор решений и услуг. Все это шло параллельно с работой с заказчиками. Кроме того, бизнес-процессы Рексофт как заказного разработчика и процессы, к которым привыкла наша команда, работая в глобальных вендорах с готовыми решениями и отстроенными процессами под промышленную автоматизацию, значительно различались. Необходимо было выстроить процессы так, чтобы работа была эффективна и комфортна для подразделения в составе группы. Еще было важно найти точки пересечений с другими командами и департаментами. Этот процесс был необходим для получения задуманной синергии всего проекты группы, но при этом был очень непрост. По итогу двух лет и тех проектов, которые сейчас ведет группа и департамент, можно сказать, что это точно получилось.
В какой нише промышленной автоматизации вы работаете?
Мы работаем в нише базовой автоматизации — АСУ ТП. Делаем все, начиная с установки датчиков, которые контролируют технологический процесс, поднимаемся на уровень контроллеров (ПЛК) и уходим в визуализацию на SCADA, отрабатывая все, что нужно оператору технологического процесса, который смотрит за этим. Также в нашем портфеле предложения класса СУУ ТП: оптимизация работы технологической установки на базе цифровой модели в реальном масштабе времени или же автоматизация всего комплекса, оптимизация работы технологического процесса на базе цифровой модели в реальном масштабе времени (Real-Time Optimization, RTO).
Наш основной фокусный заказчик — промышленные предприятия со сложными технологическими процессами и человекоемкими производствами: ТЭК, нефтехимия, горнодобывающая, металлургическая, пищевая промышленности. Однако мы не сужаем рамки только ими. Системы класса АСУ ТП нужны на всех производствах.
У вас есть собственные решения и оборудование?
В структуре Рексофт мы действуем по модели системного интегратора. У нас нет своих продуктов, и это осознанный подход. Мы не разрабатываем отечественный контроллер или SCADA, но отлично знаем, у кого на рынке эти решения и оборудование есть. Сегодня у нас заключены партнерские соглашения с более чем 30 российскими вендорами, наши специалисты прошли обучение и сертификацию и могут дорабатывать эти продукты или программировать на них. Уровень команды такой, что из любых существующих продуктов мы можем сделать законченную систему управления технологическим процессом. Мы не привязаны к вендорам, можем сделать проект как на существующих на многих предприятиях иностранных продуктах Schneider Electric, Siemens, Yokogawa, так и с отечественными решениями от таких компаний, как «Прософт», «Нефтеавтоматика», «Текон», «АтомикСофт». Мы знаем, как их проектировать, запускать, обслуживать. Состав проекта зависит от ситуации и потребности конкретного заказчика.
Приведите примеры проектов, которые вы ведете?
Не все проекты открыты, так как сейчас как раз находятся в работе. Приведу в пример наш флагманский проект по улучшению работы пультовых операторов крупных промышленных установок, который мы реализовываем для СИБУРа. Основная цель — оптимизация нагрузки на пультовых операторов и повышение их квалификации. Во время управления технологическим процессом могут возникать разные нестандартные и нештатные ситуации, когда количество сигналов на экранах операторов становится чрезмерным. В таких случаях операторам сложно определить, какие из сигналов критичны, а какие — второстепенны. Это может привести к задержкам в реагировании, нарушениям в работе оборудования и снижению качества продукции. Решение этой задачи стало ключевым направлением проекта, реализованного на площадках «Сибур-Кстово» и «Томскнефтехим». Результаты тестов показали снижение количества сигнализаций более чем на 40% и снижение количества ручных воздействий операторов на оборудование также более чем на 40%. Кроме того, результаты позволят предприятию уменьшить состав смены пультовых операторов в 1,5-2 раза. Внедрение новой концепции управления технологическим процессом позволило улучшить качество производства в условиях текущего жесткого «кадрового голода» квалифицированных операторов. Скажу, что философия усовершенствованного HMI и управления сигнализациями — это, пожалуй, наше уникальное предложение на рынке. Мы предлагаем именно решение по оптимизации работы самих операторов. Посредством уменьшения информационной нагрузки определенными организационными и техническими инструментами можно свести количество операторов к оптимальному минимуму без потери управления безопасностью. То есть, там, где раньше было задействовано 4 человека, можно свести это количество сотрудников к 2-3. Например, в СИБУР это проект внутри называется 2х2 — снижение с 4 операторов до 2. Это прямая экономия в виде людского ресурса.
Вы хотите сказать, что людей будут сокращать?
Конечно, нет. Мы с вами напрямую переходим к центральной теме нашего предложения для промышленных предприятий — теме малолюдного производства. Кадровый дефицит квалифицированного персонала огромен. Особенно на удаленных объектах. Такие проекты, как в сотрудничестве с «Сибуром», позволяют переквалифицировать людей, дать им более интересную работу без ущерба для производства. Тренд на малолюдность связан со старением населения, потребностью в людях силовых структур, изменением отношения к работе у молодежи, требованиями к безопасности, ростом стоимости рабочей силы, дефицитом квалифицированных кадров, глобальной конкуренцией и доступностью передовых технологий.
Малолюдное производство подразумевает максимальную автоматизацию всех процессов, которые могут выполняться без участия человека. Это особенно важно для условий, где люди не могут находиться из-за экстремальных факторов (температура, загрязненность, радиация) или где человеческие возможности (скорость, сила) недостаточны для выполнения задач.
Какие еще решения предлагает Рексофт в области малолюдных технологий?
Если мы говорим про непрерывные производства — нефтегаз, энергетика, — то для них мы предлагаем системы усовершенствованного управления процессом (СУУ ТП). Это могут быть и просто советчики, которые выдают рекомендации оператору изменить какую-то настройку, или полноценный замкнутый контур, когда система СУУ ТП может сама автоматически корректировать введение технического процесса, не спрашивая человека. Это опять же увеличивает эффективность управления, повышает выход продукта, минимизируя человеческий фактор, потому что здесь он присутствует как наблюдатель за производством.
Системы СУУ ТП могут быть разного масштаба, начиная с оптимизации простейших ПИД-контуров, с какого-то одного параметра, и заканчивая моделью и оптимизацией всего завода, всей фабрики, всего технологического процесса. Чем больше модель, чем она сложнее, но заказчик сможет оптимизировать больший объем технологического процесса.
Также мы предлагаем системы предиктивной аналитики, причем как для предотвращения отказов оборудованием, так и для прогнозирования поведения технологического процесса. Например, с помощью набора исторических данных, прогоняя их через модели, в прошлом году мы пытались спрогнозировать события самовозгорания угольных отвалов. У нас в команде есть специалисты, которые могут создавать как строгие математические модели процессов, так и модели на базе статистических данным с применением технологии машинного обучения. Для этого мы применяем программные платформы таких компаний, как CyberPhysics, Tibbo AggreGate, SoftLine.
Каковы планы Рексофт по развитию этого направления в ближайшие время?
Планов много. Во-первых, распространение опыта проекта оптимизации нагрузки на пультовых операторов. Мы уже видим первые результаты и ожидаем, что примем активное участие в реализации масштабирования этих наработок на другие производственные площадки «Сибура» в течение 4-5 лет. Мы также начали предлагать этот опыт другим заказчиков, где эта тема стоит не менее остро.
Во-вторых, мы ведем два больших проекта по импоротзамещению систем автоматизации на отечественное оборудование для крупного градообразующего предприятия.
Мы постоянно анализируем рынок и потребности заказчиков и адаптируем наш портфель предложений с целью максимально эффективно решить стоящие сейчас и потенциально возможные задачи в будущем. Наши специалисты постоянно повышают свой уровень квалификации, обучаясь новой технике и технологиям.
Потенциал у нас большой. Так как в контуре группы Рексофт присутствуют сильнейшие группы консалтинговой экспертизы и заказной разработки, мы готовы выполнять комплексные проекты от разработки цифровой стратегии предприятия до полноценной реализации сложных цифровых проектов в различных отраслях с дальнейшим сопровождением.
Источник: CNews