Николай Ланцев, руководитель практики «Государственных и социальных инициатив» «Рексофт Консалтинг»
Как определить креативный бизнес? Что является творческой составляющей, а что – бизнесовой? Как определить стоимость креативного продукта и существуют ли нормы прибыли для него?
Иногда мы можем удивиться, узнав, что креативный сектор включает в себя продукты с разной стоимостью и капитализацией. Например, задумывались ли вы о том, что стоимость бренда Disney в 2024 году составила $46 млрд., а Микки Маус – его самый ценный актив? Также любопытно узнать стоимость Чебурашки и долю доходов от выпуска товаров с персонажами мультсериала «Маша и Медведь», не связанных с мультипликацией.
Креативная экономика охватывает широкий спектр отраслей, включая производство креативных продуктов и товаров и услуг смежных индустрий, использующих соответствующие бренды, такие как мерч, сувениры, атрибутика и мероприятия. Креативная экономика также включает в себя карнавал в Рио-де-Жанейро, Венецианскую биеннале ежедневники и даже сувенирные товары, созданные в сотрудничестве с музеями. Однако механизмы создания и монетизации креативных брендов не всегда очевидны. Важно понимать, как формируются такие бизнесы, как они зарабатывают и какие источники дохода используют.
Согласно последним данным, креативная экономика составляет около 3,1% мирового ВВП и обеспечивает около 6,2% глобальной занятости. Доля креативной экономики в России оценивается от 2% до 4% ВВП страны. Несмотря на отсутствие консенсуса по этому вопросу, развитие и поддержка креативных отраслей в России имеют большое значение, особенно в условиях геополитической неопределенности. Креативные индустрии действительно играют ключевую роль в развитии экономики и общества, стимулируя экономический рост, создавая рабочие места и сохраняя культурную идентичность. Человеческий капитал играет важную роль в развитии креативной экономики, обеспечивая её инновационность, гибкость и устойчивость. Инновации, высокая производительность, адаптивность и предприимчивость создают основу для роста этого направления.
Шаг к прозрачности: как новый закон упорядочил креативные индустрии в России
В России регулирование креативной экономики и ответственность за входящие в неё индустрии все еще находятся на стадии формирования. До недавнего времени не было единого определения креативной экономики, и существует более 10 законов, связанных с этой сферой. Это создаёт определённые трудности для бизнеса, поскольку не всегда ясно, к какой категории себя отнести и к какому органу власти обратиться за поддержкой.
В последние годы ситуация начала меняться, и необходимость изменений в законодательстве стала очевидной. В 2021 году Правительство РФ приняло концепцию развития креативных индустрий, которая определяет креативные индустрии как сектор экономики, основанный на создании и использовании интеллектуальной собственности. Этот сектор включает рекламу и маркетинг, архитектуру, ремесла, дизайн, кинематографию, телевидение, радио, фотографию, разработку программного обеспечения и игр, издательское дело, а также музыку, театр и искусство. В августе 2024 года в России был принят закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», которым будет регулироваться деятельность креативного сектора экономики. В первую очередь закон нацелен на создание условий для оказания системных мер поддержки креативного бизнеса.
Культурное наследие или коммерция: новые возможности для творческих индустрий
До недавнего времени считалось, что творческий и креативный продукт не может быть коммерчески успешным, и его цель заключается не в прибыли, а в продвижении культурных ценностей и наследия. Однако некоторые творческие и креативные индустрии, такие как народные художественные промыслы, ремёсла и музейное дело, успешно повышают доходность через кросс-индустриальные и кросс-проектные коллаборации и другие инструменты, применяемые на всех этапах создания продукта – от разработки идеи до маркетинга, продвижения и продаж. Также, активно развиваются продукты «на стыке» креативных индустрий – например, промышленного дизайна и роботостроения, ИТ в виде ИИ и строительства, арт-бизнеса и моды – имеют успех на рынке и обеспечивают своим создателям окупаемость.
В России уже есть успешные примеры коллабораций между творческими и креативными индустриями. Например, проект «Гжель и мода», в котором производители традиционной керамики сотрудничают с дизайнерами одежды, привлекает внимание как внутри страны, так и за ее пределами. Хорошим примером будет Исторический мультимедийный парк «Россия – Моя история» – это место, где посетители могут узнать об истории страны с использованием видеоинфографики, анимации и трехмерного моделирования.
Инфраструктурные проекты, такие как музейный квартал в Казани, способствуют росту доходов всех участников благодаря совместным мероприятиям, выставкам и маркетинговым кампаниям.
Есть масса зарубежных примеров – например, интерактивная выставка Van Gogh Alive использовала современные технологии для создания иммерсивного опыта и привлекла миллионы посетителей благодаря сотрудничеству музеев, технологических компаний и маркетинговых агентств. Компания LEGO также успешно сотрудничает с музеями, создавая специальные наборы, связанные с известными произведениями искусства и историческими артефактами, что способствует привлечению посетителей в музеи и увеличению кросс-продаж.
Рекомендации по ведению бизнеса в креативной или творческой индустрии в целом не отличаются от рекомендаций для других отраслей. Однако необходимо учитывать регуляторное поле и особенности работы участников индустрии, таких как музеи или народные художественные промыслы.
Ключевые факторы успеха творческого проекта:
- Четкое видение идеи и стратегия;
- Инновационность и постоянный поиск новых решений;
- Корректное определение целевой аудитории и клиентоориентированность;
- Бизнес-планирование и эффективное управление финансами;
- Маркетинговая стратегия и инструменты продвижения;
- Создание и сохранение сильной команды, разделяющей единое видение.
Бизнес-среда в России за последние два года показала свою гибкость и адаптивность. Способность быстро реагировать на изменения рынка и корректировать стратегию помогает предпринимателям не только выживать, но и достигать коммерческого успеха.
Важно помнить, что не все организации в креативной экономике должны стремиться к максимизации прибыли. Нужно находить баланс между прибылью и сохранением культурного наследия, традиций и других значимых элементов. Сохранение культурного наследия требует затрат, независимо от того, идет ли речь о музее или некоммерческой организации.
Новая эра креативной экономики
Средний рост выручки по всей экономике России составляет 15,6% (2022 к 2021), в то время как аналогичный показатель по креативному сектору – 28,6%. В креативном секторе сегодня занято 4,6 млн. россиян, что на 500 тыс. человек больше, чем в 2018 году.
В прошлом существовало множество разрозненных исследований, и в креативной экономике отсутствовали общая терминология и понятийный аппарат. Работа по систематизации подходов и определений началась благодаря Агентству стратегических инициатив, а конкретно Центру развития креативной экономики (ЦРЭК).
Исследование экономических показателей креативных индустрий проводится ЦРЭК в рамках исполнения поручений президента России. Результаты этого исследования станут основой для разработки 12 дорожных карт развития креативных индустрий до 2030 года.
Источник: Finversia