Шереметьево перешло на отечественное решение для обмена информацией

Это своеобразный посредник, который объединяет все системы в единую сеть

Международный аэропорт Шереметьево импортозаместил систему обмена информацией между различными службами аэропорта и авиакомпаниями. Вместо французской Resa аэропорт внедрил шину обмена данными от российской компании Рексофт. Об этом «Ведомостям» рассказал директор департамента транспорта и логистики группы Рексофт Александр Семенов.

Шина – это своеобразный посредник, который объединяет все системы в единую сеть, чтобы они работали синхронно и без сбоев, даже если используют разные форматы данных или протоколы связи, объясняет руководитель IT-подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырева. В шинах аэропортовых сообщений задействовано много интеграций и взаимосвязей, прежде всего с созданной Минтрансом авиационной сервисной платформой, уточняет руководитель центра компетенций компании «Девелоника» (ГК Softline) Андрей Преображенский. Решение обеспечивает обмен данными более чем 50 аэропортов страны и отечественных авиакомпаний. Также шина интегрирует системы регистрации пассажиров (DCS; Departure Control System), системы приема и контроля багажа, обработки информации о рейсах, принятия совместных решений между аэропортом и авиакомпаниями по планированию операций и управлению ресурсами, перечисляет он.

Шина является частью критической информационной инфраструктуры (КИИ) аэропорта. По указу президента Владимира Путина с 1 января 2025 г. госорганам и госкомпаниям запрещено использовать иностранное программное обеспечение (ПО) на объектах КИИ.

Продукт Рексофта внесен в реестр российского ПО и уже встроен в действующую инфраструктуру всего аэропорта Шереметьево, рассказал Семенов. Высоконагруженное решение позволяет ежедневно обрабатывать более 2 млн сообщений. По его словам, перевод со старого программного продукта на новый осложнялся необходимостью
выполнить замену сервиса без остановки операционной деятельности аэропорта.

Проект позволил «повысить эффективность обработки багажа, обеспечить технологическую независимость, при этом полностью сохранить привычный порядок взаимодействия с партнерами –  международными и российскими авиакомпаниями и аэропортами», подчеркнул заместитель генерального директора по информационным технологиям Шереметьево Кирилл Алифанов. Как уточнил представитель разработчика, продукт может работать на любом «железе», в том числе и иностранном.

Стоимость разработки и внедрения решения Рексофта в Шереметьево стороны не раскрыли. Стоимость внедрения шин аэропортовых сообщений на уникальных объектах, которыми являются аэропорты, может варьироваться в диапазоне от 250 млн до 400 млн руб., оценивает руководитель направления SDET SimbirSoft Евгений Барсуков.

Решение можно отнести к классу ESB (enterprise service bus, сервисная интеграционная шина) – программному обеспечению для обмена данными между разными информационными системами или сервисами предприятия, дает определение технический директор «Рдтеха» Дмитрий Анашкин. Такое ПО не является суперсложным, но имеет свою специфику, обращает внимание директор по развитию бизнеса «Базиса» Андрей Толокнов. Оно должно обеспечивать высокую пропускную способность обмена сообщениями, стабильность и отказоустойчивость, так как от нее зависит эффективность операционной деятельности аэропорта в круглосуточном режиме. К тому же система должна связывать как внутренние системы аэропорта, так и системы всех обслуживаемых авиакомпаний, подчеркивает он.

До 2022 г. французская Resa была монополистом на российском рынке таких решений, как шина обмена данными. Специфика импортозамещения в производственных и технологических процессах заключается зачастую в отсутствии полнофункциональных российских аналогов, способных полностью заменить все модули привычных иностранных решений, замечает Богатырева. Поэтому многие организации идут по пути компоновки разных российских IT-продуктов в единую экосистему, которая в совокупности будет закрывать все потребности по автоматизации.

Шереметьево и Рексофт сотрудничают по программе импортозамещения не впервые. В июле крупнейший в стране терминал D перевел работу оборудования для управления обработкой багажа на отечественный продукт Рексофта, писали «Ведомости».

Домодедово готовится к импортозамещению шины корпоративных сообщений, рассказал «Ведомостям» его представитель. По его словам, аэропорт уже определил пул потенциальных российских решений и требования к ним, а выбор будет происходить на конкурсной основе.

Аэропорт Пулково также выбрал для себя решение «Рексофта» наряду с импортонезависимой системой обработки багажа, говорилось в сообщении разработчика в апреле. «Ведомости» также направили запросы во Внуково и холдинг «Аэропорты регионов».

Источник: Ведомости

Изображение: Jaromir Chalabala/Shutterstock.com

ЕЩЕ НОВОСТИ