АСИ и Рексофт Консалтинг представили результаты исследования анимационной индустрии в России

Агентство стратегических инициатив (АСИ) опубликовало комплексное исследование индустрии «Анимация», подготовленное в партнерстве с Росстатом, НИУ ВШЭ, Рексофт Консалтинг и бюро K22 при экспертном участии Universal University в рамках масштабного проекта по изучению креативной экономики России.

Анимационная индустрия стала одной из первых отраслей, чье состояние и перспективы детально изучили. Согласно результатам исследования, за последние 10 лет число анимационных студий в стране увеличилось более чем в три раза – сегодня их насчитывается свыше 50 по всей России. Это показывает, насколько сильно вырос интерес к анимации как к креативной индустрии и ее потенциалу.

АСИ комплексно подходит к налаживанию работы по развитию креативной экономики: анализ проведен по каждой индустрии, описаны текущее состояние, тренды, вызовы, сценарии развития. В 2025 году продолжается формирование дорожных карт развития креативных индустрий, в которых учтут мнение ведомств и профессиональных сообществ о потребностях и проработанных инициативах, отметила ранее генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.

Екатерина Черкес-заде, директор Центра развития креативной экономики АСИ:

«Агентство стратегических инициатив видит огромный потенциал в развитии российской анимационной индустрии. Прогнозируем среднегодовые темпы роста на уровне 11% в перспективе до 2030 года. Кроме того, анимация – отличный инструмент мягкой силы, который разговаривает с аудиторией на универсальном языке, транслируя понятные смыслы. Целевой ориентир по выручке к 2030 г. – 35 млн долл. США. Для этого важно развивать экосистемный подход, включающий льготы, кооперацию и формирование спроса. Рост смежных индустрий, таких как производство детских товаров, моды и рекламы, а также уход зарубежных студий с российских платформ открывают новые возможности для отечественного контента».

Эксперты отмечают большой потенциал в развитии российской анимационной индустрии. Прогнозируемы среднегодовые темпы роста – на уровне 11% в перспективе до 2030 года. Целевой ориентир по выручке к 2030 г. – 35 млн долл. США. Для этого важно развивать экосистемный подход, включающий льготы, кооперацию и формирование спроса. Рост смежных индустрий, таких как производство детских товаров, моды и рекламы, а также уход зарубежных студий с российских платформ открывают новые возможности для отечественного контента.

Российская анимация в 2023 году заработала в зарубежном кинопрокате 11,5 млн долл. США, что на 20% больше, чем в 2022 году. Объем производства отечественной анимации за последние 12 лет вырос в 2,5 раза, что подтверждает динамичное развитие отрасли.

«Ассоциация анимационного кино (ААК) объединяет более 90 членов, включая студии и продюсерские компании, с акцентом на регионы, где 16 студий активно создают уникальные проекты. Особое внимание заслуживает Якутия, создавшая экосистему для национального контента. Российская анимация остается востребованным продуктом для экспорта, особенно сериалы, которые активно закупаются международными телеканалами и стриминговыми платформами. ААК активно продвигает анимацию за рубежом, заключив в 2024 году три соглашения с ассоциациями Китая, Южной Кореи и Индонезии. Важно продолжать развивать отрасль, включая подготовку кадров и новые технологии. Для того чтобы понимать, как развиваться отрасли, необходимо проводить регулярные исследования – они должны объективно оценивать текущее состояние индустрии и помогать формировать планы на будущее. ААК выражает благодарность за то, что АСИ выделяет анимацию как отдельную индустрию, уделяет ей внимание и проводит такую важную работу. Будущее отрасли зависит от поддержки государства и создания востребованного контента для внутренних и внешних рынков», – пояснила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова.

Исследование выделяет ключевые вызовы индустрии. Около 70% анимационных студий сосредоточено в Москве, а около 20% – в Санкт-Петербурге, и лишь 9% – в других регионах. Такая географическая концентрация приводит к дисбалансу в региональном развитии и увеличению затрат на оплату труда из-за высокой конкуренции за специалистов в столицах.

Отрасль достаточно остро испытывает кадровый дефицит. В 2022 году в России подготовили всего 288 специалистов в сфере анимации и мультимедиа. При этом профессиональные стандарты быстро устаревают, а отсутствие единых образовательных стандартов создает разрыв между квалификацией выпускников и реальными требованиями студий. Индустрия не может решить эти проблемы самостоятельно.

При этом, российская анимация имеет все шансы превысить допандемийные сборы на зарубежных рынках. В 2019 году экспортные сборы российской анимации составляли 2,5% от емкости рынка дружественных стран, в 2023 году – 1,7%, а к 2030 году этот показатель может достичь 5,2%. Только в дружественных странах сборы импортной анимации составляют около $0,7 млрд, что указывает на значительный потенциал для наращивания экспорта российского кинематографа. Однако для реализации этого потенциала необходимо восстановить меры государственной поддержки индустрии, включая финансирование, продвижение на международных рынках и создание инфраструктуры для экспорта.

Российская анимация в 2023 году заработала в зарубежном кинопрокате 11,5 млн долл. США, что на 20% больше, чем в 2022 году. Объем производства отечественной анимации за последние 12 лет вырос в 2,5 раза, что подтверждает динамичное развитие отрасли.

Николай Ланцев, руководитель практики «Государственные и социальные инициативы» Рексофт Консалтинг:

«Спрос на анимационный контент внутри страны продолжает расти. В первый год после ухода с рынка крупных международных студий количество зрителей отечественной анимации в кинотеатрах увеличилось в три раза. При этом российская анимация остается одним из ключевых драйверов экспорта, составляя более 65% экспортных сборов российского кино и анимации. В последние годы отечественные анимационные проекты демонстрируют впечатляющие кассовые сборы на зарубежных рынках. Например, лидерами российских релизов за рубежом в 2023 году стали «Коты Эрмитажа», «Жена Чайковского», «Кощей. Похититель невест». Колоссальный успех отдельных проектов доказал, что отечественная анимация конкурентоспособна и обладает значительным потенциалом на зарубежных рынках. Однако войти в топ мировых лидеров можно только кратным увеличением объемов производства контента. Централизованная поддержка и увеличение финансирования станут важными шагами для развития индустрии и её международного продвижения».

Изображение: NickJulia/Shutterstock.com

ЕЩЕ НОВОСТИ