18 апреля 2025 года. Агентство стратегических инициатив (АСИ) опубликовало комплексное исследование индустрии «Музыка», подготовленное в партнерстве с Росстатом, НИУ ВШЭ, Рексофт Консалтинг и бюро K22 при экспертном участии Universal University в рамках масштабного проекта по изучению креативной экономики России.
Ранее Агентством были опубликованы исследование про кино, анимацию и индустрию видеоигр. Четвёртое исследование цикла посвящено музыкальной отрасли. Оно включает шесть разделов, которые анализируют текущее положение дел, зоны роста, экспортный потенциал и меры поддержки. Исследование доступно по ссылке.
«У российской музыкальной индустрии огромный потенциал – не только в сфере исполнительского мастерства, но и в более широком контексте: это и саунд-дизайн, и продакшн, и вся система создания контента. Музыка – это не только искусство, но и важная часть экономики, способная занять свое место на глобальном рынке и повысить мировой интерес к российским креативным индустриям при грамотном межотраслевом балансе. Кроме того, российская музыкальная индустрия может усилить позиции на рынках Китая, Индии, Бразилии, стран СНГ и Азии», – говорит директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.
В исследовании отражено как текущее состояние отрасли, так и перспективы до 2030 года. В 2023 году отрасль принесла 72 млрд рублей выручки, обеспечила работой 205,5 тыс. человек и составила 0,034% ВВП, при этом экспорт музыкального контента достиг лишь 2,2 млн долларов. Однако к 2030 году ожидается двукратный рост доли в ВВП (до 0,07%), увеличение выручки до 148 млрд рублей и экспорта до 35 млн долларов. Этому должны поспособствовать меры по развитию региональной инфраструктуры, модернизации образования, созданию цифровых платформ и усилению поддержки музыкальных талантов, особенно с ориентацией на экспорт.
«Для компании «Национальная федерация музыкальной индустрии» (НФМИ) современный музыкальный рынок – это, прежде всего, рынок музыкального стриминга, который растет темпами, опережающими среднемировые. По оценкам НФМИ, российский рынок музыкального стриминга вырос за прошлый год на 47,8% (до 37,61 млрд руб.), опережая мировые темпы роста, с долей отечественных сервисов 96,9% («Яндекс Музыка», VK Музыка, «Звук», «МТС Музыка»). При этом, на наш взгляд, остаются некоторые сложности, в числе которых отсутствие правовой защиты инвестиций в творческие продукты и риски от генеративного ИИ, снижающего доходы артистов и угрожающего выполнению Концепции креативных индустрий. Эти проблемы требуют регуляторного решения для защиты контента, созданного человеком. Первая проблема может быть решена с помощью конструкции опционов на производство творческого репертуара, вторая – путем отказа от охраноспособности и монетизации контента, созданного полностью ИИ», – делится генеральный директор Ассоциации музыкальных компаний НФМИ Никита Данилов.
Сейчас отрасль охватывает четыре кода ОКВЭД, но исследователи предлагают расширить классификатор, включив деятельность концертных организаций, музыкантов и стриминговых сервисов. Это позволит точнее учитывать вклад отрасли, упростит адресную поддержку бизнеса через гранты и льготы, привлечет инвестиции за счет четкой сегментации рынка и создаст основу для специализированных регуляторных решений, поскольку сейчас ключевые направления музыкальной индустрии статистически «растворяются» среди других сфер (например, стриминг учитывается с IT-компаниями, а музыканты – с самозанятыми), что искажает реальные масштабы отрасли и ограничивает ее видимость в приоритетах государственной поддержки.
«После ухода многих западных исполнителей и лейблов внимание музыкальной индустрии России переключилось на отечественные таланты. Это способствовало росту интереса к современным российским музыкантам, которые активно экспериментируют с жанрами и стилями. Сегодня в чарты всё чаще попадают треки, отражающие национальные музыкальные традиции. Ярким примером является композиция «Матушка» Татьяны Куртуковой, которая уже больше года уверенно удерживает позиции в топ-10 российских музыкальных чартов. Гармоничное сочетание народных мотивов с современными поп-инструментами придаёт русским композициям широкую привлекательность, делая их интересными и для международной аудитории. Этот синтез подчеркивает богатую музыкальную культуру России и способствует её популярности за рубежом», — прокомментировал исследование Николай Ланцев, руководитель практики «Государственных и социальных инициатив» компании Рексофт Консалтинг.
У музыкальной отрасли отмечается значительный потенциал – как внутри страны, так и за ее пределами. Реализация предложенных инициатив поможет ускорить ее развитие. Эксперты и представители индустрии считают, что для развития требуется комплекс мер. В их числе создание концертных площадок и студий в регионах, разработка цифровой платформы для бронирования площадок по всей стране, модернизация образовательных программ для музыкальных менеджеров с практической направленностью, увеличение льгот для работников сферы, упрощение системы грантовой поддержки и организация международных музыкальных фестивалей.
АСИ реализует комплексный подход к развитию креативных индустрий. В рамках сотрудничества с Минэкономразвития АСИ отвечает за разработку и координацию мер поддержки, а также ведёт активную работу с профильными федеральными органами власти и представителями ключевых отраслей. Особое внимание уделяется созданию дорожных карт и формированию системных решений, направленных на достижение стратегических показателей отраслевого роста.
Изображение: 3rdtimeluckystudio/Shutterstock.com