Разработка концепции и проектирование федеральной Платформы «Автодата»

Клиент

Некоммерческое партнерство (НП) «ГЛОНАСС» — федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности. Цель партнерства — создать условия для развития конкурентоспособной отрасли в сфере навигационно-информационных услуг в России.

НП "Глонасс" лого
НП "Глонасс" лого

Некоммерческое партнерство (НП) «ГЛОНАСС» — федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности. Цель партнерства — создать условия для развития конкурентоспособной отрасли в сфере навигационно-информационных услуг в России.

Задачи

Современный автомобиль формирует около 6 тысяч типов параметров. Всего более 4 ТБ данных в день: навигация, скорость, параметры работы бортовых систем и другие. Эта информация поступает в сервисные и телематические платформы автопроизводителей и сервис-провайдеров телематических услуг.

Информация о транспортном средстве хранится в государственных информационных системах. В их числе характеристики автомобиля, история собственников, информация о нарушениях и штрафах, количестве ДТП и так далее.

Данные, которые генерирует автомобиль и информация о транспортном средстве разрознены и хранятся в большом количестве различных информационных систем.

Федеральная Платформа «Автодата» призвана консолидировать данные из автотранспортной и дорожно-транспортной сферы.

Платформа будет работать следующим образом:

4 Тбайт
Столько в день передает современный автомобиль в сервисные и телематические платформы.

Cобирать «сырые» данные из сервисных и телематических платформ.

Нормализовывать, обрабатывать и группировать данные

Дополнять сгруппированные данные информацией из государственных информационных систем

Сгруппированные, дополненные и обработанные данные будут предоставляться как услуга коммерческим потребителям и государственным органам власти. По запросу или в автоматическое режиме.

Платформа станет центральным звеном экосистемы, объединяющей поставщиков информации, разработчиков сервисных и облачных решений, а также конечных конечных потребителей сервисов. 

Цели создания Платформы

Повысить качество транспортной инфраструктуры и безопасности дорожного движения:
  • повысить эффективность дорожного строительства, качества ремонта и содержания дорог;
  • снизить аварийность, уменьшить нагрузку на органы правопорядка и судебную систему;
  • повысить эффективность управления дорожно-транспортной инфраструктурой.
Повысить качество транспортной инфраструктуры и безопасности дорожного движения:
  • повысить эффективность дорожного строительства, качества ремонта и содержания дорог;
  • снизить аварийность, уменьшить нагрузку на органы правопорядка и судебную систему;
  • повысить эффективность управления дорожно-транспортной инфраструктурой.
Развить отечественные интеллектуальные цифровые технологии и инфраструктуру:
  • создать инновационные продукты и услуги в области интеллектуальных транспортных систем, автострахования, логистики и других сферах;
  • оптимизировать налогообложение и страховые взносы, предлагать актуальные продукты и услуги для государства, коммерческих структур и водителей;
  • автоматизировать контроль и управление автомобилем, совершенствовать системы активной помощи водителю.
Развить отечественные интеллектуальные цифровые технологии и инфраструктуру:
  • создать инновационные продукты и услуги в области интеллектуальных транспортных систем, автострахования, логистики и других сферах;
  • оптимизировать налогообложение и страховые взносы, предлагать актуальные продукты и услуги для государства, коммерческих структур и водителей;
  • автоматизировать контроль и управление автомобилем, совершенствовать системы активной помощи водителю.
Создать цивилизованный рынок автомобилей с пробегом:
  • создать инновационные продукты и услуги в области интеллектуальных транспортных систем, автострахования, логистики и других сферах;
  • оптимизировать налогообложение и страховые взносы, предлагать актуальные продукты и услуги для государства, коммерческих структур и водителей;
  • автоматизировать контроль и управление автомобилем, совершенствовать системы активной помощи водителю.
Создать цивилизованный рынок автомобилей с пробегом:
  • создать инновационные продукты и услуги в области интеллектуальных транспортных систем, автострахования, логистики и других сферах;
  • оптимизировать налогообложение и страховые взносы, предлагать актуальные продукты и услуги для государства, коммерческих структур и водителей;
  • автоматизировать контроль и управление автомобилем, совершенствовать системы активной помощи водителю.
Сформировать единую доверенную информационную среду в транспортной среде РФ:
  • повысить эффективность дорожного строительства, качества ремонта и содержания дорог;
  • снизить аварийность, уменьшить нагрузку на органы правопорядка и судебную систему;
  • повысить эффективность управления дорожно-транспортной инфраструктурой.
Сформировать единую доверенную информационную среду в транспортной среде РФ:
  • повысить эффективность дорожного строительства, качества ремонта и содержания дорог;
  • снизить аварийность, уменьшить нагрузку на органы правопорядка и судебную систему;
  • повысить эффективность управления дорожно-транспортной инфраструктурой.

Пресс-служба НП «Глонасс»:

«Платформа «Автодата» создается на принципах открытой децентрализованной платформы и входит в класс наиболее масштабных инновационных федеральных проектов. На ее основе можно создать целый ряд прикладных и востребованных услуг для государства, бизнеса и простых водителей»
НП "Глонасс" лого
НП "Глонасс" лого
«Платформа «Автодата» создается на принципах открытой децентрализованной платформы и входит в класс наиболее масштабных инновационных федеральных проектов. На ее основе можно создать целый ряд прикладных и востребованных услуг для государства, бизнеса и простых водителей»

Решение

Разработка концепции Платформы

Специалисты «Рексофт» провели глубокую аналитическую работу и на ее основе разработали общую концепцию Платформы. Аналитика включала в себя следующие этапы:

Анализ рынка

Телематических услуг в России и мире показал, что более 70% коммерческого транспорта уже подключено к различным телематическим платформам.

Анализ состава данных

Которые Платформа может получать из более чем 50 источников.

Встреча с заказчиками

На основе требований коммерческих и гос организаций описаны услуги, которые будут предоставлены в формате «данные как сервис».

Разработка технического задания

Описаны требования к предоставляемым услугам, функциональным и техническим возможностям Платформы. В основе технического задания лежат следующие принципы:

Максимальная открытость и масштабируемость

С точки зрения долгосрочного развития Платформы.

Простое и удобное взаимодействие

Потребителей услуг и поставщиков данных с Платформой.

Максимальная совместимость

Информационная и технологическая совместимость внешними информационными системами.

Эскизное проектирование

Рассчитаны объемы входных данных от основных источников Платформы. По прогнозам, объем входных данных за шестой год эксплуатации превысит 15 Пбайт. Для их хранения с учетом резервирования потребуется более 170 Пбайт.

Информация из десятков систем будет обогащена и обработана методами искусственного интеллекта, предиктивной и рекомендательной аналитики. Результат: данные высокой степени обработки, которые будут предоставлены потребителям как услуга.

15 Пбайт
Такой объем входных данных за шестой год эксплуатации получит Платформа «Автодата» от внешних источников

Техническое проектирование

Архитектура Платформы не имеет точек отказа и концентрации нагрузки. Она предполагает работу в двух и более территориально распределенных ЦОД. Нагрузка между ними будет распределена поровну. Таким образом, Платформа не имеет ограничений по масштабированию. Можно бесконечно увеличивать объем данных и число услуг, если для этого достаточно вычислительных мощностей.

Ранее специалисты «Рексофт» выявили требования к услугам Платформы. В ходе технического проектирования разработали логику и механизмы первой очереди коммерческих услуг.

Автопроизводители

Предоставление данных о географии использования ТС определенных марок, моделей, диапазонов VIN.

Страховые компании

Подтверждение данных о пробеге, истории ремонтов, техническом состоянии ТС.

Контролирующие органы

Предоставление данных для выявления ТС, используемых без ГТО и (или) ОСАГО.

Операторы дорог

Предоставление данных для контроля состояния дорог и аналитических отчетов для планирования и модернизации дорожной инфраструктуры.

Региональные органы исполнительной власти

Предоставление данных о движении пассажирского транспорта на отдельных участках дорог для оптимизации транспортных процессов.

Ожидается, что к запуску Платформы будет сформировано несколько сотен услуг для различных заказчиков. После запуска услуги будут формироваться на основе запросов.

Также в рамках технического проектирования разработаны требования к пользовательской аналитике и статистике, способы доступа пользователей к данным в соответствии с их ролевой моделью. Подготовлена информация для разработки пользовательских интерфейсов и уровня предоставления услуг.

Проектирование подсистемы защиты информации

Разработана модель угроз и модель нарушителя, определили и обосновали классы защищенности по ПнД и ГИС. Определили меры и средства защиты, которые обеспечат соответствие требованиям регуляторов для выбранных классов защищенности.

В основе системы защиты данных — сертифицированные ФСТЭК средства. Платформа будет передавать информацию по закрытым каналам связи с использованием сертифицированных ФСБ алгоритмов шифрования. Также разработан комплекс технических и организационных мер для предотвращения внутренних угроз.

Большинство данных о транспортных средствах в Платформе хранятся в деперсонализированном виде. Определить какому транспортному средству они принадлежат невозможно. Персонализировать данные возможно только, если собственник дал согласие на их хранение и обработку.

Лицензии ФСБ и ФСТЭК
«Рексофт» имеет лицензию ФСБ России на разработку средств и выполнение работ в сфере криптографической защиты информации, а также бессрочную лицензию ФСТЭК на «Деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» и на «Деятельность по технической защите конфиденциальной информации».

Результаты

Разработана концепция Платформы «Автодата»

Проанализирован рынок телематических услуг. Выявлены потребности коммерческих и государственных организаций  — на их основе описаны будущие услуги.

Разработано техническое задание

Описаны требования к предоставляемым услугам, функциональным и техническим возможностям Платформы.

Проведено эскизное и техническое моделирование

Разработана отказоустойчивая и высоко масштабируемая архитектура, логика и механизмы предоставления услуг.

Спроектирована подсистема защиты

Создана подсистема , соответствующая  требованиям регуляторов для выбранных классов защищенности.

Игорь Кравченко

Заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт»

Игорь Кравченко

Заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт»

Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам«Рексофт»
«Национальная Платформа «Автодата» предназначена для сбора, верификации, обогащения, обработки, анализа и дальнейшего практического применения автомобильных «больших данных» с использованием самых передовых технологий: алгоритмов и технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Такие масштабные консалтинговые и нетривиальные задачи всегда серьезно мотивируют команду.
Второй этап проекта, за который отвечал «Рексофт», был выполнен за 4 месяца. Это стало возможным за счет консолидации усилий распределённой команды высококлассных специалистов под централизованным управлением, а также благодаря экспертному опыту и серьезной вовлеченности в проект представителей заказчика – НП «ГЛОНАСС»»

Остались вопросы?

Напиишите нам. Специалисты «Рексофт» бесплатно ответят на ваши вопросы

Напишите нам

Отвечаем с понедельника по пятницу с 9 до 18 часов по московскому времени.

Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Вы должны согласиться с условиями для продолжения
29 - 14 = ?
Введите результат уравнения для продолжения
Меню