Клиент
НП «ГЛОНАСС» (Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий») – федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности. Цель партнерства – создать условия для развития конкурентоспособной отрасли в сфере навигационно-информационных услуг в России.
НП «ГЛОНАСС» является членом рабочих групп Евразийской экономической комиссии Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) и других международных и российских организаций.

Задача
При эксплуатации современный автомобиль генерирует более 4 ТБ данных в день: навигация, скорость, параметры работы бортовых систем и другие. Эта информация без ведома владельца автомобиля поступает в сервисные и телематические платформы автопроизводителей, сервис-провайдеров телематических услуг, и к другим сторонним структурам.
В связи с этим возникает потребность в создании удобной и безопасной торговой площадки, где каждый представитель автомобильного рынка, обладающий большими потенциально востребованными массивами данных, сможет самостоятельно размещать их на продажу и совершать сделки купли-продажи и взаиморасчетов с покупателями.
Цели создания маркетплейса
- расширить концепцию Платформы «Автодата» и создать инструмент коммерциализации ее сервисов;
- создать единую площадку для недискриминационного доступа к данным автотранспортной сферы для участников рынка с соблюдением прав автовладельцев.

Решение
В рамках федеральной сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата» специалисты «Рексофт» разработали концепцию и макет «Биржы данных» – маркетплейса Платформы «Автодата», на котором различные участники рынка могут совершать куплю-продажу автомобильных данных.
Участники маркетплейса – собственники автотранспортных средств, автопроизводители, сервис-провайдеры, дилеры и другие представители рынка, обладающие массивами относящихся к автотранспортной сфере данных.
Спроектированный макет маркетплейса позволит отработать сценарии купли-продажи, проверить гипотезы бизнес-моделей и отработать процесс взаимодействия продавцов и покупателей автомобильных данных с ИС.

Преимущества маркетплейса
«Биржа данных» позволяет автоматизировать:
- размещение продавцами информации о выставляемых на продажу данных в каталоге на портале маркетплейса;
- размещение предложений о продаже данных ТС собственниками в мобильном приложении и личном кабинете веб-портала;
- управление стоимостью данных для повышения привлекательности предложений;
- поиск по каталогу данных, выбор и приобретение данных;
- процессы предоставления данных от информационных систем продавцов данных;
- процессы предоставления данных в информационные системы покупателей данных;
- обеспечение взаиморасчетов между потребителями, поставщиками и собственниками данных;
- выбор параметров передаваемой информации (например, передача обезличенной или персонифицированной информации).

При создании Платформы «Автодата» и «Биржи данных» компания «Рексофт» уделила особое внимание защите информации и персональных данных всех участников. Данные будут использоваться и анализироваться в обезличенном виде, а персонифицированное использование сетов данных будет возможно только с официального согласия их владельцев, которое при необходимости можно отозвать в любое время.
Благодаря вышеперечисленным возможностям отечественные автовладельцы первыми в мире смогут использовать информацию, генерируемую автомобилем, анонимно и безопасно распоряжаться ей по своему усмотрению на коммерческой основе, сопровождая данные подробной информацией о возможных областях применения и сценариях использования.
Результаты
По результатам опроса, проведенного НТИ «Автонет» совместно с консалтинговой компанией Roland Berger, более 60% россиян готовы делиться данными об эксплуатации автомобиля с возможностью продавать их на «Бирже данных». Всего в опросе приняли участие более 10 тыс. россиян в возрасте от 18 до 50 лет.
Игорь Кравченко
Заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт»

Игорь Кравченко
Заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт»
