Подключение ФМС России к системе межведомственного электронного взаимодействия

КЛИЕНТ

ФМС-России

Федеральная миграционная служба (ФМС России) до 2016 года — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ЗАДАЧИ

В соответствии с Федеральным законом № 210 ФЗ ФМС России, при оказании государственных услуг государственные органы власти РФ более не имеют права требовать в виде справок от граждан информацию, объективно имеющуюся у государства, пусть и в иных органах власти.

Для получения такой информации законом были выделены «Базовые реестры», ведомства, ответственные за их ведение и Оператор, обеспечивающий возможность взаимодействия между органами власти в электронном виде.Так, ФМС России отвечает за ведение реестров по паспортам граждан РФ, их регистрации и по иностранным гражданам.

Для обеспечения взаимодействия между органами власти в электронном виде Министерством связи и массовых коммуникаций была спроектирована и введена в эксплуатацию система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Руководство ФМС России поставило следующие цели при подключении к СМЭВ:

Единая точка входа

Все «Входящие» запросы к ФМС России и «Исходящие» запросы от сотрудников ФМС России должны проходить через новую систему.

Максимальная горизонтальная масштабируемость системы

Ввод новых «Входящих» типов сервисов должен проходить «прозрачно» для СМЭВ и не требовать перерегистрации.

Максимальная гибкость

Ввод новых «Входящих» типов сервисов не должен требовать программирования.

Единая схема отчётности

За счёт сведения всех входящих потоков в одну точку достичь унификации в контроле за получением и обработкой запросов.

Для достижения этих целей должна была быть спроектирована и запущена в эксплуатацию новая информационная система, обеспечивающая взаимодействие с системой межведомственного электронного взаимодействия (smev.gosuslugi.ru). Выход в промышленную эксплуатацию должен был быть осуществлён в крайне сжатые сроки. Постановка задачи – апрель, начало промышленной эксплуатации – 1 июля.

РЕШЕНИЕ

Цели, поставленные руководством ФМС России, были достигнуты с помощью комплекса инженерных решений, базирующихся на концепции «Конструктора».

Требования к «Единой» точке входа, горизонтальной масштабируемости и максимальной гибкости системы достигаются с помощью визуальных конструкторов. Таким образом, ввод новых «Входящих» типов сервисов не меняет WSDL (язык описания веб-сервисов и доступа к ним) и не требует перерегистрации в СМЭВ.

С их помощью конфигурируются все «Входящие» и «Исходящие» запросы, соответственно ввод новых «Входящих» типов сервисов не требует программирования. Подключение новых типов «Исходящих» (т.е. новых источников данных) требует разработки адаптеров соответствующих информационных систем.

В ходе проекта «Рексофт» разработал и ввел в промышленную эксплуатацию СПО «Сервисный концентратор ФМС России», реализующий все вышеперечисленные требования.

Проект был выведен в промышленную эксплуатацию 1 октября 2011 года. К концу 2011 года в числе контрагентов СК числилось более 10 Федеральных органов власти, ФМС предоставляла более 15 различных типов запросов. Перечень типов «Входящих» и «Исходящих» запросов постоянно растёт.

Проект реализован на платформе Java/Oracle. Удобный и современный интерфейс пользователя разработан с использованием технологии Adobe FLEX. Интеграция с другими федеральными органами власти и иными организациями осуществляется через веб-сервисы СМЭВ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание единого программного обеспечения ФМС России для взаимодействия со всеми контрагентами позволило достичь все поставленные руководством ФМС России цели:

  • единая точка входа;
  • максимальная горизонтальная масштабируемость системы;
  • максимальная гибкость;
  • единая схема отчетности.

Проект получил приз на конкурсе «Лучшие 10 проектов для госсектора» в номинации «Лучший потребитель сведений по каналам межведомственного взаимодействия».

За время работы Сотрудники ФМС России обработали более 200 тысяч входящих запросов и сами направили более 600 тысяч исходящих запросов в другие органы власти.

ТЕХНОЛОГИИ

  • Adobe FLEX
  • Веб-сервисы СМЭВ
  • Java
  • Oracle

УСЛУГИ

  • Государственные услуги в электронном виде
  • Межведомственное взаимодействие
  • Разработка портала органа власти