Hi-tech.mail.ru: Сколько платят и зачем учиться дальше? Глупые вопросы аспирантам

Отвечает инженер по тестированию «Рексофт» Андрей Лунь

С 2010-го количество аспирантов в России сократилось на 40%. После защиты диплома многие не планируют продолжать обучение и строить научную карьеру в вузе. Кому-то аспирантура кажется скучной, кому-то — бесполезной тратой времени. Мы расспросили нынешних аспирантов из разных городов, чем они занимаются и стоит ли оно того.

Зачем идти в аспирантуру?

Андрей Лунь: «С детства я был вдохновлен наукой и уже тогда твердо решил, кем хочу стать. Мама покупала много детских энциклопедий на различные темы, особенно меня поразили книги по физике и астрономии. Помню, открыл одну из них, увидел изображение Солнечной системы и был удивлен, насколько разнообразен космос. В школе после начала курса физики любовь к науке только росла. Часто выигрывал олимпиады. Выбор пал на физический факультет Воронежского технического государственного университета по специальности экспериментальная физика».

Чем занимаются аспиранты?

Андрей: «В мои обязанности входит проведение экспериментов на кафедре экспериментальной физики. Я измеряю свойства сегнетоэлектриков (кристаллические вещества, которые плохо проводят ток — Ред.) и воздействие на них магнитных полей. По результатам пишу диссертацию и выступаю на конференциях».

Хватает ли стипендии на жизнь?

Андрей: «Со стипендией мне повезло, ведь я аспирант естественнонаучного направления. Для этой категории аспирантов установлена повышенная стипендия по сравнению с гуманитарными направлениями. В моем случае это 8000 рублей. Гуманитарии получают примерно вдвое меньше. Конечно, этого не хватает, если жить только на стипендию. Но все равно приятно, что за учебу мне платят».

Тяжело ли преподавать, если еще вчера был студентом?

Андрей: «На втором курсе аспирантуры есть обязательная педагогическая практика. У меня она проходила со студентами второго курса по специальности “Химия”. Курс назывался “Оптика”. Ребята сильно удивили своими знаниями несмотря на то, что старшее поколение преподавателей постоянно жалуется на низкий уровень знаний. Возможно, это и правда, но по контрасту с тем уровнем образования, который давали много лет назад. На этом моя деятельность преподавателя прекратилась. Это совсем не просто, особенно трудно действительно качественно преподносить материал в университете. Ведь заинтересовать предметом можно лишь тогда, когда знаешь его на 100% и готов делиться этими знаниями каждый день».

Можно ли совмещать аспирантуру с работой?

Андрей: «Я совмещаю аспирантуру с работой тестировщика в центре разработки программного обеспечения ИТ-компании «Рексофт». Это несложно, потому что после второго курса аспирантуры я сосредоточен на научной работе. Несколько раз в год езжу выступать на научных конференциях. В «Рексофт» знают, что я аспирант, и без проблем отпускают. Многие коллеги совмещают работу с учебой.

Работу в качестве инженера по автоматизации тестирования я выбрал потому, что любил параллельно с учебой заниматься программированием. Но изначально посчитал, что устроиться как полноценный разработчик пока не могу — непрофильное образование, недостаточно опыта. Решил попробовать себя в автоматизации тестирования. Не исключено, что дальше буду развиваться как разработчик».

Есть ли смысл идти в аспирантуру?

Андрей: «Честно сказать, я немного разочарован. Размер зарплаты преподавателей оставляет желать лучшего. Мне кажется, что этот труд должен оплачиваться выше. Профессия преподавателя требует очень много энергии, сил, общения и креатива. В моем случае аспирантура — это осуществление детской мечты стать ученым. Кстати, по статистике только 20–25% из поступивших в аспирантуру заканчивают учебу. Я обучение точно закончу, но буду ли продолжать в качестве преподавателя/исследователя – пока вопрос. Уж очень увлекательна IT-сфера!»

Источник: hi-tech.mail.ru

Фото на обложке: МИИТ

ЕЩЕ ПУБЛИКАЦИИ