Деловой Петербург: Знания not found. Кто построит платформу для дистанционного обучения

Статья с экспертным комментарием директора по развитию бизнеса на международных рынках Екатерины Забелинской

Сервисы дистанционного обучения не выдерживают увеличенных нагрузок. Частные фирмы предлагают государству помощь, но надежды на быстрые меры мало. Создание стабильной платформы с нуля оценивается в сотни миллионов рублей.

С первого дня после каникул родители жалуются в соцсетях на проблемы доступа к порталам «ЯКласс», «Фоксфорд», «Российская электронная школа» (РЭШ) и другим.

В Минпросвещения во вторник заявили, что работы по увеличению мощностей РЭШ и других ресурсов продолжатся. Также глава ведомства Сергей Кравцов заявил о запуске новой платформы «Онлайн–образование». В петербургском комитете по образованию не ответили на запрос.

В высшем образовании ситуация чуть лучше. В одном из петербургских вузов закупленная система дистанционного образования вышла из строя в первые дни, преподавателям рекомендовали работать со студентами через соцсети, сохраняя скриншоты «для отчета». Сейчас ситуация нормализовалась, но просят не отправлять большие файлы.

На работу внешних систем жаловались и в Университете промышленных технологий и дизайна, где на использование образовательных сервисов суммарно потратили 2,9 млн рублей. В Университете ИТМО «ДП» рассказали, что их системы работают в штатном режиме.

Образовательные площадки создавались как вспомогательный инструмент для очного обучения. Полноценного интерактива, как в классе или в аудитории, не предусматривалось, считает Андрей Свириденко, основатель и глава правления SPIRIT (разработчик отечественного сервера для видеоконференцсвязи VideoMost).

Руководитель направления инфраструктурных решений ГК «КОРУС Консалтинг» Вадим Кудрин считает, что из–за возросшей нагрузки элементы ИТ–инфраструктуры и сетей компаний требуют модернизации. Но с ходу оценивать затраты специалисты не берутся. В онлайн–школе Skyeng разработали собственную платформу Vimbox за $15 млн. Стоимость разработки MVP (минимально жизнеспособного продукта) для школьного онлайн–обучения составляет порядка 200 млн рублей, говорит гендиректор ИТ–компании Sibedge Александр Калинин.

Частные разработчики онлайн–программ надеются наладить диалог с государством, чтобы помочь решить проблему. В частности, основатели сервиса VideoMost заявили, что готовы бесплатно предоставить свой доступ к облачному сервису, а также сервер школам и вузам.

Но не все уверены, что государство пойдет навстречу. Так, управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский сетует, что правительство долгое время не прислушивалось к Edtech–сообществу. По словам эксперта, проблема состоит в неправильном подходе к созданию и внедрению цифровых платформ обучения и повышению квалификации учителей.

Еще одна сложность состоит в длительности апробации решения всеми контролирующими инстанциями, а также в адаптации пользователей к программам. Директор по развитию бизнеса на международных рынках ИТ–компании «Рексофт» Екатерина Забелинская отмечает, что процесс включения уже готового образовательного продукта в пул решений, рекомендованных европейскими школами, занимает не менее 14 месяцев.

Министр просвещения Сергей Кравцов в своем выступлении во вторник поблагодарил «коллег, которые откликнулись и предоставили бесплатный доступ к своим образовательным ресурсам». Отдельно министр упомянул РЭШ, Московскую электронную школу, «Яндекс», Mail.ru и Сбербанк.

Источник: https://www.dp.ru/a/2020/04/08/Znanija_not_found/

ЕЩЕ НОВОСТИ