4PDA: Удобный сервис или ловушка для пользователей? Выясняем, зачем нужны супераппы

Недавно «Тинькофф» заявил, что встроит мессенджер в своё банковское приложение. Казалось бы, где финансовые операции, а где переписки с друзьями? На самом деле банк просто следует тренду: сейчас принято делать супераппы, где сразу всё в одном. Рассказываем, что это за мода, в чем её плюсы и минусы для пользователей.

Что за суперапп?

Это такое приложение, где можно выполнить сразу несколько функций, которые обычно раскиданы по отдельным программам. Например, заказать не только такси, но и пиццу. Не просто проверить остаток счёта на карте, а ещё оплатить покупки в интернете. «Суперапп — экосистема внутри операционной системы. Пользователь в одном приложении получает много сервисов, проводит в нём больше времени, быстрее к нему привыкает», — объясняет Петр Чернышёв, генеральный директор компании по разработке IT-решений «Фрифлекс».

Сейчас самый известный суперапп — китайский WeChat, где пользователи общаются, оплачивают покупки, смотрят фильмы, а с недавних пор ещё и могут проверить карту заражений коронавирусом. В России нет настолько глобальных утилит, но кое-какие аналоги назвать можно. Вспомнить тот же «Тинькофф»: к функциональности банковского приложения прикручены сторизы и маркетплейс. Есть «Яндекс» — под одной кнопкой прячутся почта, кошелёк, музыка, кинотеатр, сервис доставки еды, такси, мессенджер, голосовой помощник и многое другое.

Если так пойдёт и дальше, то вскоре на наших гаджетах останутся ровно два приложения, где будут абсолютно все функции, которые сейчас раскиданы по 10-15 программам. Хорошо это или плохо? Давайте разбираться.

Зачем нужны супераппы

Зачем это IT-гигантам?

Но сперва проясним, зачем разным компаниям вообще запихивать тонну функций в одну утилиту. Штука в том, что супераппы помогают заманить пользователя в свою экосистему. Зашли в «Тинькофф» проверить баланс? Отлично. А вот вам ссылка на товар со скидкой, вот интересное предложение по кредитке от чат-бота, а вот кто-то опять просит вернуть долг. Заглянули в «Яндекс»? Будьте уверены: корпорация приложит все усилия, чтобы вы не остались без новой подписки на стриминговый сервис и очередного заказа из «Еды».

«Если суперприложение правильно организовать, пользователи будут проводить там больше времени. Это повысит их лояльность, которую можно монетизировать как владельцам суперприложений, так и партнёрам, участвующим в работе площадки», — уточняет Илья Семёнов, старший проектировщик пользовательских интерфейсов IT-фирмы «Рексофт».

Для обычных людей есть плюсы? А минусы?

Польза от супераппов очевидна — всё в одном месте. Зашли в приложение, решили там большинство своих дел. Кроме того, клиентов, то есть нас, будут осыпать скидками — комплексная система позволяет вводить гибкие услуги дисконта. Особенно поначалу, когда создателям супераппов необходимо практически любой ценой затянуть клиента в экосистему.

Зачем нужны супераппы

Однако минусы у такого метода тоже есть. Дополнительные возможности будут отвлекать от основной задачи — нужна кнопка утонет в мешанине других функций. Да и вряд ли всеми фишками вообще кто-то станет пользоваться. Например, у «Тинькоффа» есть так называемые сторизы. Вы их смотрите? А самая активная переписка в мессенджере наверняка будет с чат-ботом или с самим собой — примерно такая история сейчас с «диалогами» Сбербанка.

«Помните, в своё время на рынке было много так называемых органайзеров, которые довольно быстро исчезли из широкой продажи, так как блокнот и ручка оказались более практичными», — приводит аналогию Илья Семёнов.

Вторая проблема — растворяясь в супераппе, пользователь лишает себя выбора. У него есть одна площадка от одной компании, где закрываются все потребности. Даже если какие-то отдельные инструменты этой системы оставляют желать лучшего. Так, сейчас мы с трудом представляем жизнь без сервисов Google, смирившись, что они собирают личные данные и отъедают аккумулятор смартфона. Потому что просто нет альтернативы. Нечто подобное произойдёт с супераппами.

Зачем нужны супераппы

Впрочем, Сергей Половников, главный редактор Content Review, сомневается, что такой подход будет работать на длинной дистанции. «Компании наивно полагают, что супераппы замкнут пользователей на их экосистему. В краткосрочной перспективе это сработает. Но человек обучается, и наивность, с которой бренды навязывают свои сервисы, упаковывая их в одну коробку, быстро вызовет отторжение пользователей. Мир красив в своём многообразии», — рассказывает специалист.

Источник: https://4pda.ru/2020/06/25/372654/

ЕЩЕ НОВОСТИ