Деловой Петербург: Кодирование от зависимости: переход на российское ПО перестаёт быть мифом

Отечественное программное обеспечение востребовано на рынке. Есть проблема с полупроводниками и микросхемами. Их пока взять неоткуда.
За последнее время об уходе с российского рынка объявили четыре крупных поставщика программного обеспечения: EPAM, Oracle, Microso и SAP. Эти компании в числе прочего создавали системы управления базами данных и процессами работы предприятия, заказное ПО и сдавали в аренду серверное оборудование. Казалось бы, ситуация кризисная. Но все оказалось не так страшно.
Учиться и переучиваться
Многие российские компании уже давно используют отечественные разработки или сами создают продукты и используют их в своей работе. Так, например, в продуктовом портфеле петербургской компании «Рексофт» есть решения, способные заменить иностранные аналоги. В конце 2021 года на рынок был выведен Skillflex — платформа управления процессами создания и эксплуатации цифровых продуктов, которая поможет российским компаниям профессионально выстроить процесс разработки внутри себя и избежать наиболее распространенных рисков. Здесь объединены лучшие практики в области создания цифровых продуктов с опорой на рекомендации международного стандарта IT4IT.
«Практически в каждом сегменте есть отечественные решения, которые могут стать заменой импортным. Проблема обычно в их совместимости с существующим у заказчика IT-ландшафтом, полнотой функционала новой системы и самим процессом перехода. Замена работающей системы на крупном предприятии связана с переобучением сотрудников, переносом массива данных, вложениями в новый инструмент и другими факторами», — говорит Сергей Степанов, генеральный директор «Рексофт.Лабс». По его словам, для многих предприятий IT — это кровеносная система, позволяющая не только контролировать, но и вообще вести бизнес. Поэтому сегодня импортозамещением в этой сфере вынужденно занимаются практически все. Причем речь идет не о временных «подпорках», а о полноценном переходе на отечественные рельсы.
«Ситуация неопределенности настолько велика, что IT приходится перестраиваться буквально на лету. Хорошо внедренные отечественные эффективные решения вряд ли будут замещаться обратно. Любое внедрение — это инвестиции, перестройка бизнес-процессов, миграция данных, интеграции в IT-ландшафт, обучение персонала. Чтобы начать этот процесс в обратном направлении, надо будет привести топ-менеджменту очень серьезную аргументацию. При этом однозначно стоимость лицензий, владения, поддержки российских решений будет гарантированно ниже», — добавляет Степанов.
Железо подкачало
Несмотря на положительную в целом динамику, некоторые эксперты с сомнением относятся к идее полного импортозамещения оборудования и ПО. «Для начала непонятно, что именно придется заместить, — список ушедших компаний пока еще не полный. Также непонятно, каковы шансы, что ушедшие компании вернутся и вернут продукты. Какие-то веб-сервисы заместить будет просто, какие-то сложнее. ПО для серверов и телефонии — еще сложнее. Но как мы видим по грантовой поддержке и по указам президента — государство намерено заменить стратегическое ПО в течение 5 лет. Как это будет реализовано на самом деле?» — задается вопросом исполнительный директор IT- компании Pitch Елена Бурлакова.
По ее словам, если с заменой ПО справиться вполне реально, то вот оборудование заместить будет гораздо сложнее, особенно в условиях слабого развития отрасли и нехватки полупроводников. Очень сложно оценить, сколько на все это потребуется времени.
«К этому вопросу добавляется критерий качества. Ведь по формальным признакам автомобили «Лада» — это импортозамещение автомобилей BMW — у них тоже руль, четыре колеса и они едут», — иронизирует Бурлакова.
Никита Кораблинов, CEO Hornhoo, считает, что полный отказ от иностранного оборудования невозможен. А вот план по импортозамещению софта звучит вполне реалистично и может быть выполнен, пусть и не в полном объеме.
«Реестр российского ПО содержит более 13 тыс. программных продуктов. В целом и до 24 февраля в РФ наблюдался курс на импортозамещение. Однако дело шло медленно. Сейчас необходимо работать. Думаю, в 2024 году результаты будут заметны. Касаемо оборудования — вопрос стоит более остро. Проблема с компонентами (например, микросхемы) не позволит ускорить процесс», — заметил спикер. Производители отечественного «железа» есть, но эта продукция пока пользуется небольшой популярностью и для ее развития потребуется некоторое время, согласен Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России».
«Уже сейчас существуют компании и студии, которые разрабатывают отечественное ПО. Это и собственные разработки, и изменение open source решений под требования заказчиков. На протяжении последних лет наблюдается тенденция перехода на российский софт в правительственных организациях, госкорпорациях и крупных коммерческих компаниях», — говорит он.
Никита Кораблинов отмечает, что среди наиболее удачных отечественных продуктов можно отметить ALT Linux, Astra Linux , » Мой офис».
Телеком на подхвате
Тем временем в связи с уходом или приостановкой деятельности большинства основных поставщиков высокотехнологичного оборудования, в частности телекоммуникационного, в стране образовался огромный парк техники, оставшейся без технической поддержки вендоров. До начала этих событий компании, приобретавшие оборудование у иностранных поставщиков, гарантированно и напрямую получали его обслуживание.
Теперь функционирование целых корпоративных инфраструктур оказалось под ударом. Но и в этом есть возможности для развития тех, кто готов занять освободившуюся нишу.
«Для нас, как для телеком-компании, это не представляет критической проблемы — у нас по роду деятельности предусмотрены специалисты с соответствующими компетенциями, прошедшие ранее обучение у компаний-поставщиков. После первых новостей об уходе с рынка зарубежных брендов мы приняли ряд мер, чтобы обезопасить инфраструктуру наших клиентов. А когда стало ясно, что ситуация спровоцировала запрос на новую услугу — техобслуживание и поддержку высокотехнологичного оборудования, — добавили ее в наш портфель. Уже сейчас понятно, что в ближайшее время ее востребованность будет только расти», — рассказывает Михаил Телегин, руководитель коммерческого департамента «ОБИТ».

Источник: Деловой Петербург

Изображение: Shutterstock

ЕЩЕ НОВОСТИ