Несмотря на большой выбор отечественных решений видеоконференцсвязи (ВКС) и программу импортозамещения, российские пользователи по-прежнему отдают предпочтение американскому сервису Zoom, показало исследование аналитической компании Telecom Daily, с которым ознакомились «Ведомости». Zoom пользуется 77% опрошенных. Российским ВКС-решениям «Яндекс.Телемост», оказавшимся на втором месте по популярности, пользуется 22,3% респондентов. Из результатов проведенного опроса следует, что две трети его участников (69%) используют более одного ВКС-сервиса.
Третье и четвертое места по результатам опроса также заняли иностранные решения — Google Meet (им пользуется 18,7% опрошенных) и Microsoft Teams (13%). В топ-10 вошли российские решения Webinar Meeting от Webinar Group (51% компании принадлежит МТС) и Dion от входящей в группу Т1 компании «Иннотех» (12,3 и 10% соответственно). Другие сервисы, например VideoMost или «СберМитап», использует менее 10% респондентов, говорится в исследовании.
За год доля отечественных решений на российском рынке заметно выросла, отмечает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. Если сравнивать данные 2022 г. с данными 2021 г., то доля пользователей российских продуктов и сервисов выросла на 33%, доля иностранных — сократилась на 11%, отмечает он. По данным 2021 г., которые приводит Кусков, тот же Zoom использовало свыше 86%, Google Meet — 20,9%, Microsoft Teams — 14,5%. Российский же «Яндекс.Телемост» год назад использовало чуть менее 15% опрошенных.
«Согласно последним исследованиям, не менее 20-30% рынка видеосвязи в стране заняли отечественные решения, закупки которых составили около 90% от числа всех закупок ВКС-продуктов», — говорит исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его мнению, зарубежные компании «потеряли доверие и спрос среди корпоративных клиентов», когда прекратили продажи и выпуск обновлений для своих продуктов в России. Весной 2022 г. по этой причине возник резкий спрос на отечественные решения, особенно на автономные системы, которые регулируются заказчиками ВКС-продуктов без участия разработчиков и внешних провайдеров, констатировал Лашин.
В ближайшие годы рынок отечественных решений продолжит расти, прогнозирует руководитель Telecom Daily. Этот рост обеспечит востребованность платных опций ВКС-сервисов, которые позволяют, например, увеличить продолжительность звонков или количество участников, пояснил Кусков. Если в 2021 г. российский рынок ВКС составлял 3 млрд руб., то к концу 2022 г. он вырастет до 3,4 млрд руб., говорит эксперт. «К 2024 г. российский рынок ВКС вырастет на 25% по сравнению с показателями 2021 г. до отметки в 4 млрд руб., а с учетом оборудования, которое используется сервисами ВКС, этот рынок может составить 11,5-12 млрд руб.», — прогнозирует Кусков.
Опрошенные «Ведомостями» компании в сегменте ВКС и профильные ассоциации называют реалистичным прогноз Telecom Daily.
«Рост рынка определяется тем, что ВКС вошли в плоть и кровь современного бизнес-общения и общения межличностного. Это веление времени, как мобильный телефон в свое время», — говорит Валентин Макаров, президент ассоциации российских разработчиков «Руссофт».
«Прогнозы кажутся вполне реальными. Вопрос лишь в том, какой сегмент рынка достанется каждому игроку, учитывая, что к текущим участникам добавилось много новых имен», — соглашается гендиректор компании «Иннотех», разработчика решения Dion, Дмитрий Харитонов.
Основным пользователем решений в области ВКС является бизнес — крупные, средние и небольшие компании, обращает внимание Владимир Русинов, СЕО «Яндекс 360» — платформы, в состав которой входит ВКС-решение «Яндекс.Телемост». Он отметил, что всплеск подключений в компании наблюдали весной: «С того момента количество организаций, подключившихся к виртуальному офису, выросло почти вдвое и продолжает расти».
Доля российских решений активно расширяется за счет госсектора и ведомств, которым предписано работать на российских продуктах, добавляет Евгений Черток, руководитель IТ-отдела компании «Рексофт». Хотя и коммерческие структуры также стали думать о переходе на отечественные решения «в свете общего тренда на импортозамещение и рисков по поддержке систем от зарубежных вендоров», добавил он.
«Свои продукты продвигают крупнейшие российские экосистемы — «Сбер», «Яндекс», «В контакте». Это обязательно даст свои результаты, так как у них есть не только отлаженная система разработки продукта, но и команды, умеющие продвигать решение на рынок, и это очень сильный драйвер рынка», — обращает внимание Черток.
«Рынок корпоративных ВКС-решений в России готов к полноценной замене иностранных сервисов и систем», — добавляет представитель еще одного сервиса ВКС, TrueConf. Он добавил, что в марте 2022 г. компания фиксировала двукратный рост спроса на свои решения по сравнению с мартом 2021 г. «Подавляющее большинство обратившихся — представители крупного бизнеса и промышленности, в том числе атомной», — отметил он. Крупные компании, построившие сети коммуникаций на базе ВКС-систем и сервисов, утратили доверие к зарубежным разработчикам, а особенно к облачным сервисам, которыми полностью управляют разработчики, считает представитель TrueConf. «Сегодняшний тренд — это автономные системы ВКС, которые устанавливаются внутри IТ-инфраструктуры заказчика и полностью контролируются только его представителями», — резюмировал он.
Практика показывает, что дело не в том, плохо или хорошо отечественное решение, а, скорее, в многолетних привычках пользователей, рассуждает руководитель корпоративной практики ALP Group Александр Казеннов. «Полагаю, что в текущих условиях доля нашего софта на рынке будет расти, а цифры — зависеть от того, насколько российские поставщики смогут стабильно поддерживать качество сервисов», — заключает эксперт.
Источник: Ведомости