Российский ИТ-экспорт удвоится через пять лет

Директор по стратегическим инициативам и партнерствам ООО «Аурига» Андрей Шастин прогнозирует двукратный рост российского ИТ-экспорта в следующие три-пять лет. Игроки рынка назвали наиболее перспективные для этого страны и виды ИТ-решений.

По итогам форума GoGlobal 2023, посвященного выходу отечественных компаний на зарубежные рынки, эксперты дали оценку их потенциалу и определили наиболее перспективные направления экспорта российских ИТ-продуктов в дружественные страны. Прикладное ПО, услуги в сфере ИИ, IoT в различных отраслях и кибербезопасность имеют все шансы стать максимально востребованными.

Объем экспорта российского ПО сократился в 2022 г. на 12,8% — с 18,52 млрд до 16,15 млрд руб., однако список ведущих стран-импортеров при этом практически не изменился, сообщила ComNews руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог», разработчик POLYCODE Людмила Богатырева. «В 2021 г. в шорт-лист вошли Индия, Египет, Китай Бангладеш и Эстония. В 2022 г. — Египет, Китай, Индия, Бангладеш и Казахстан», — сказала она. По ее словам, спрос на российское ПО есть как внутри страны и ЕАЭС, так и в Латинской Америке, Азии и Африке.

Директор Акселератора ФРИИ, партнер венчурного фонда ФРИИ Дмитрий Калаев, считает, что российские экспортеры находятся в выгодном положении, поскольку «большинство открытых рынков отстают от России лет на 5-10, и часто российские разработчики сталкиваются с уже известными запросами, только с местным колоритом».

Глобальные тенденции и спрос на рынке ИТ на фоне осложнения международной обстановки не изменились, и у российских игроков остается существенный потенциал для бизнеса в дружественных странах, считает директор практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт Консалтинг» Алексей Богомолов. По его оценке, темп роста ИТ рынка замедлился до 2,4%, но при этом активно растут направления прикладного ПО и услуг — 9,3% и 5,5% соответственно.

«Это обусловлено развитием трех основных направлений: прикладное ПО с использованием ИИ, кибербезопасность и облачные решения», — уточнил эксперт, добавив, что этот рынок в 2022 г. совокупно вырос до $200 млрд и сокращения в нынешнем году не наблюдается.

Алексей Богомолов отметил, что на долю стран Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, части Азии, которые сохраняют дружественные отношения, приходится около 47% глобального рынка, при этом 15% из них, по самым скромным оценкам, — сегменты прикладного ПО и услуг.

Директор по стратегическим инициативам и партнерствам ООО «Аурига» Андрей Шастин прогнозирует двукратный рост российского ИТ-экспорта в среднесрочной перспективе. «Экспорт будет медленно расти следующие три-пять лет, так как скорость принятия решения и внедрения, как правило, требует сильно больше времени в этих странах. В этом смысле удвоение экспорта российских программных решений было бы смелым, но вполне реалистичным прогнозом», — считает он. По его словам, наиболее благоприятными для этого будут страны Юго-Восточной Азии (Малайзия, Таиланд), Ближнего Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия) и Северной Африки.

Менеджер по развитию программных продуктов компании NAUKA Дарья Смирнова считает, что наиболее перспективными с точки зрения экспорта для российских ИТ-компании в ближайшие годы будут Белоруссия, Казахстан, Узбекистан. «Белоруссия находится в подсанкционной ситуации, и для нее запрос стоит более остро. Представители казахстанских и узбекистанских компаний и профильных государственных структур этих стран исследуют рынок в разрезе импортозамещения на опережение, — отмечает она. — Рынок емкий, поскольку это государства с давно сложившимся и объемным промышленным сегментом экономики как в добывающем, так и в обрабатывающем секторе».

С ней согласна генеральный директор GetMobit Мария Рукавишникова, которая в качестве полюсов для экспорта российских продуктов называет Казахстан и Узбекистан: «Российские разработчики и часть иностранных и российских компаний, которые перевезли бизнес в эти страны, формируют новую субкультуру, построенную на цифровых привычках, сформированных в России». Сославшись на данные РБК, она напомнила, что осенью 2022 г. только в Казахстан переехало более 300 крупных ИТ-компаний, в том числе американский производитель систем управления Honeywell и международный сервис inDriver, компания по разработке программного обеспечения Red Mad Robot и др. В Узбекистан перенесла офис с 700 сотрудниками Epam Systems, а всего с начала 2022 г. в Узбекистан приехало более 10 тыс. ИТ-специалистов.

Спрос на зарубежных рынках

Основываясь на опросе выпускников Акселератора ФРИИ, его глава Дмитрий Калаев утверждает, что наиболее востребованы на зарубежных рынках SaaS-продукты. «На втором месте оказались даже не продукты, а просто услуги разработки. Мы привыкли, что программисты есть везде, но в Африке, Арабских странах и даже в Латинской Америке профессионалов очень немного. Только на третьем месте разместились продукты и модели, связанные с e-commerce. Но в целом это тоже вопрос исследования рынка, продукт может занимать крайне узкую нишу и неплохо на этом зарабатывать», — отметил он.

«Российские компании могут не только конкурировать в секторе речевых технологий на базе ИИ, но и активно завоевывать международный рынок промышленных платформ и решений на базе машинного обучения (ML), компонентов для беспилотных транспортных средств и безопасности, рекомендательных систем и сервисов в розничной торговле, здравоохранении и финансовых услугах», — считает Алексей Богомолов из «Рексофт Консалтинга». Также эксперт назвал перспективной разработку ПО для создания корпоративных фабрик данных (Data Fabric), сетей кибербезопасности и облачных платформ (Cloud-Native Platforms), распределенных предприятий (Distributed Enterprises).

Разработчик POLYCODE Людмила Богатырева полагает, что наиболее пристальное внимание экспортных рынков приковано к российским решениям в области киберзащиты. «Это объясняется тем, что они показали реальную эффективность в условиях развернутой «кибервойны». Максимальный спрос на эти продукты возможен в тех странах, которые заинтересованы выстраивать киберзащиту не на западных технологиях», — отметила она.

Глава GetMobit Мария Рукавишникова убеждена, что востребованы за рубежом будут прежде всего финтехсервисы, фудтех и умные города, которые подтянут за собой автоматизацию транспорта, логистики, освещения, видеонаблюдения и охраны. «Несомненно, вырастет спрос на решения для обороны наземного и воздушного пространства, что будет стимулировать развитие технологических стартапов в области управления и защиты от беспилотных летательных аппаратов», — добавила она.

Дарья Смирнова отметила, что опыт компании NAUKA демонстрирует спрос на продукты для построения цифрового завода — производственный учет, оптимальное планирование производства, а также математическое моделирование. «У нас есть все перечисленные продукты, ими компания успешно замещает решения Aspen, Honeywell и Yokogawa», — подчеркнула она.

Источник: ComNews

Изображение: Shutterstock

ЕЩЕ НОВОСТИ